Развиваем крупную моторику
02.06.2025
Довольно часто мы слышим и читаем, что для маленького ребенка важно развитие мелкой моторики, но не придаем нужного значения, а порой и вовсе забываем о важности крупной моторики.
А ведь именно она, крупная моторика, является основной базой всех наших полноценных движений, а затем уже мы можем точнее их координировать путем развития мелкой моторики.
Крупная моторика – что это?
Моторика – это способность человека к движению. В основу общей моторики заложены движения крупных мышц. Поэтому крупной моторикой называют общие движения тела. Это бег, ходьба, прыжки.
Развитие крупной моторики у детей позволяет впоследствии сформировать моторную ловкость, выносливость, скорость, помогающие моментально реагировать на меняющиеся ситуации.
Умение двигаться позволяет ребенку открывать и познавать самого себя, собственное тело и окружающий мир. Сначала ребенок учится управлять своими движениями, а затем и своим телом. Так заложено природой, что это происходит сверху вниз: сначала малыш учится контролировать свой взгляд, он его фокусирует и удерживает на интересующем объекте. Затем он контролирует движения головы, поворачивает ее, старается поднимать и удерживать. Дальше ребенок начинает тянуться к ярким игрушкам и узнает, что у него оказывается есть еще и ручки. И так дальше вниз: спина, ноги. Учится сидеть, ползать и постепенно поднимается вертикально: стоять и ходить, а затем уж бегать и все прочее.
Зачем развивать крупную моторику? Для того чтобы ребенок умел бегать и прыгать наравне со своими сверстниками и не скучал на детской площадке.
Недостаточная физическая активность ведет ребенка к дефициту познавательной активности, знаний, умений, к возникновению состояния мышечной пассивности и снижению работоспособности.
Взаимодействие различных движений обеспечивает развитие речи, формирует навыки чтения, письма, вычисления.
Одно из самых распространенных заблуждений педагогов и родителей в том, что главное в развитии ребенка – это умственное развитие. Часто недостаточно оценивают значение двигательного развития детей.
У детей дошкольного возраста сложно разделить границу между физическим, в данном случае двигательным, и умственным развитием. В детстве дети развивают двигательные навыки, моторику: крупную (способность двигаться в заданном направлении, бег, прыжки, бросание мяча других предметов) и тонкую (мелкая моторика рук). По мере взросления развивается тонкая моторика детей, они становятся более самостоятельными. Развитие крупной моторики дает возможность ребенку свободнее передвигаться, самому заботиться о себе и проявлять творческие способности.
Задача воспитателя воспитать у детей потребность в движении. Если в группе не делают разминку утром, родители пренебрегают активным играми на площадке, предпочитают занять ребенка тихими настольными играми, то, естественно, и дети будут малоподвижными. При этом недоразвитие у детей двигательных умений препятствуют нормальному развитию речи, может затруднять передвижения в пространстве, детям сложно заниматься спортом и играть в подвижные игры, делает проблематичным освоение навыков письма и чтения. В результате двигательных расстройств у детей нарушается мотивация к играм и любой другой деятельности. При всем этом, двигательные нарушения, возникшие в раннем возрасте, оказывают негативное влияние на последующее развитие речи. Педагогу важно поддерживать и направлять энергию детей в правильное русло с помощью специальных упражнений и игр. Подвижные игры помогают, с начала, повысить активность детей, затем обеспечивают развитие взаимосвязи зрительного и слухового внимания, способствуют формированию межполушарного взаимодействия, помогают преодолевать стереотипы в поведении, развивают умение управлять своим поведением.
Подвижные игры, направленные на развитие крупной моторики, формируют знания детьми возможностей своего тела, что помогает лучше ориентироваться, перемещаться в пространстве, управлять своим телом и поведением, а также легче осознавать себя. Познание мира через движение способствует полноценному развитию ребенка и определяет его готовность к систематической учебе в школе, так как в его процессе формируется умение не только смотреть, но и видеть, выделять главное; не только слушать, но и слышать обращение педагога и следовать его рекомендациям, управлять своими движениями.
Какие плюсы от развития крупной моторики?
Посредством активных движений, как на свежем воздухе, так и в помещении ребенок должен ежедневно тренироваться.
Развитие крупной моторики дает почву для:
Развития самостоятельности.
Управления своим телом.
Нормализации вестибулярного аппарата.
Совершенствования двигательных навыков (пинать мяч, кидать его в корзину, ловить).
Умения себя обслуживать (бытовые навыки: сходить на горшок, одеться).
Дает толчок для развития речи.
Ребенку необходимо в течение дня обязательно выплеснуть его скопившуюся энергию, такие дети менее капризны, лучше и крепче спят.
Укреплению мышечного корсета.
Развитию координаций движений (прыжки, лазание, бег)
Повышает самооценку ребенка.
Как развить крупную моторику?
Крупная моторика развивается посредством игр и физических упражнений. Наиболее эффективной методикой развития является гимнастика. Она состоит из упражнений, которые содержат наклоны и повороты, махи и прыжки, хождение на цыпочках и пяточках, приседания и скрещивания рук. Все это поможет научиться держать собственное тело под контролем и развивать каждую крупную мышцу отдельно и все вместе комплексно.
Игры и упражнения для развития крупной моторики:
Любые подвижные игры, как на улице, так и в помещении (игры в мяч, со скакалкой, обручем).
Занятия танцами, аэробикой.
Езда на велосипеде, самокате.
Попадание в цель различным предметами (мячом, кольцами).
Лазанье по канату, турникам, по снежным горам, по горам из подушек и одеял.
Ходьба по доскам, кривым дорожкам, полоса препятствий.
Способствуя развитию у детей активной деятельности в группе и особенно на детских площадках мы развиваем крупную моторику малыша, и тем самым тренируем его вестибулярный аппарат, укрепляем еще пока слабые мышцы и суставы, а также способствуем развитию гибкости, препятствуем развитию сколиоза и других проблем с позвоночником, формируем походку и укрепляем мышечный корсет, кроме этого, мы закладываем будущие умения, навыки и потребности малыша.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 02.06.2025
Дата обновления: 02.06.2025
Дата публикации: 02.06.2025