Программа дополнительного образования по равитию речи Речевичок на 2025-2026docx

Прекрасна речь, когда она как ручеек
Бежит среди камней чиста, нетороплива.
И ты готов внимать ее поток
И восклицать: О! Как же ты красива!
Е.Щуки
Пояснительная записка.
Дошкольное детство – это время становления личности, индивидуальности, период развития любознательности. Чем
полнее и разнообразнее деятельность ребенка, тем успешнее идет его развитие. Развитие речи детей - одна из ведущих
задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения и родители.
Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического
обучения родному языку в школе.
По мнению современных физиологов, психологов, логопедов, педагогов старший дошкольный возраст для
большинства детей является наиболее благоприятным для активного развития восприятия, внимания, памяти,
мышления. Ребенок в этом возрасте физиологически готов к развивающему обучению, у него появляется желание
учиться. Старший дошкольник уже может и хочет заниматься, проявляет большой интерес к организованным формам
занятий, связанных с усвоением знаний, умений, навыков. Именно старший дошкольный возраст для большинства детей
является наиболее эффективным для начала обучения чтению. Это не значит, что все дети в одинаковой степени освоят
навыки чтения, но начинать заниматься с ними уже нужно.
Целью работы является комплексная подготовка детей к обучению в школе. В связи с этим работа кружка по
развитию речи направлена на решение задач, связанных с дальнейшим развитием и совершенствованием фонетического,
лексико-грамматического строя языка, связной речи, а также подготовки детей к овладению элементарными навыками
письма и чтения.
Процесс усвоения языковых средств ориентирован на осмысление детьми учебного материала, закрепление
полученных знаний и умений в процессе тренировочных упражнений и закрепление соответствующих навыков в актах
речевой коммуникации.

Программа включает в себя 32 развивающих занятия, с сентября по май. Каждое занятие состоит из 4 частей: 1
часть – пальчиковые игры и упражнения с применением массажных колец и массажных шариков, 2 часть –
дидактические игры по развитию речи, 3 часть – разучивание стихотворений, соответствующих возрасту детей, 4 часть
– выполнение графических заданий в рабочих тетрадях. Сентябрь и май отведены на мониторинг знаний и умений детей
в области «Речевое развитие».
Занятия направлены на развитие лексико-грамматического строя, развитие связной речи, развитие фонетикофонематических представлений и обучение грамоте. Разработаны планы-конспекты, где можно четко проследить
последовательность и системность работы.
Программа также предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, текстами,
которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овладеть
навыками речевого общения, а также способствует развитию мелкой моторики.
Цель программы: формирование связной речи, развитие активной диалогической и монологической речи, а также
коммуникативных способностей у старших дошкольников.
Задачи программы:
- развитие речи, восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения;
-формирование навыков звукового анализа слов различной звуковой конструкции, дифференциация гласных, твердых и
мягких согласных звуков, обучение анализу и синтезу предложений разной конструкции;
-развитие речевого дыхания, ритмико-интонационной стороны речи, фонематического слуха;
-активизация устной речи детей, сделать предметом их внимания слово и предложение, учить изменять и образовывать
новые слова, наблюдать, сравнивать и обобщать явления языка;
– формирование умения работы в коллективе;
- формирование связной речи.
Условия реализации программы.
Программа рассчитана на один год обучения при еженедельных занятиях. Занятия длятся – 25 - 30 минут (учебный час в
ДОУ).
Объём программы: 32 часа – 1 учебный год.

Режим занятий: 1 занятие в неделю (среда, вторая половина дня).
Форма обучения: кружок.
Мониторинг образовательной деятельности: 2 раза в год (вводный – в сентябре, итоговый – в мае).
Программа рассчитана на детей 5-7 лет.
Группа состоит из 20-25 детей.
Учебный план на 2025 – 2026 учебный год (октябрь – май)
Возраст

Количество занятий в неделю

Количество занятий в
год

5-7 лет

1 раз в неделю

32

Возрастная характеристика речевого развития детей 5-7 лет
• способны правильно произносить все звуки родного языка и к простейшему звуковому анализу слов;
• обладают хорошим словарным запасом (3,5 – 7 тысяч слов);
• грамматически правильно строят предложения;
• умеют самостоятельно пересказать знакомую сказку или составить рассказ по картинкам и любят это делать;
• свободно общаются с взрослыми и сверстниками (отвечают на вопросы, задают вопросы, умеют выражать свою мысль;
• способны передавать интонацией различные чувства, речь богата интонационно;
• способны использовать все союзы и приставки, обобщающие слова, придаточные предложения.
Планируемые результаты освоения детьми программы кружка к концу года.
Обучающие должны уметь:
▫ достаточно отчетливо и ясно произносить слова; выделять из слов звуки, находить слова с определенным звуком,
определять место звука в слове;
▫ соблюдать орфоэпические нормы произношения;
▫ владеть понятиями «слово», «звук», «буква», «предложение»;
▫ свободно читать слоги и трехбуквенные слова, плавно читать по слогам;
▫ правильно согласовывать слова в предложении;

▫ составлять предложения с заданным словом, по картинке, на заданную тему, заканчивать предложение нужным по
смыслу словом, восстанавливать заведомо искаженные фразы и т.п.;
▫ ориентироваться на странице книги;
▫ составлять небольшие рассказы описательного характера по сюжетной картинке и серии картин; о событии из
собственного жизненного опыта;
▫ правильно использовать предлоги;
▫ правильно произносить звуки.
Пути и методы реализации:
1.Правильный образец педагога.
2.Пальчиковая гимнастика, словесные подвижные игры, считалки, потешки.
3. Проговаривание чистоговорок.
5. Показ слов, стихов, сказок, загадок руками.
6. Динамические паузы (чередование нагрузки и отдыха).
7. Смена деятельности на занятии, соблюдение регламента
Планирование работы с детьми
Сентябрь – 2-3 неделя
№ п/п
1 часть
2 часть

Тема
Рассказ
«Приметы
осени»
Игра –
упражнение
«Наша одежда»

Программное содержание
Погода осенью в начале и в конце (ясная, солнечная,
теплая –холодная, дождливая, пасмурная)

Источник
Наблюдение за погодой

Цель: описание предметов одежды
Задание: отгадай загадки об одежде. Посмотри
на схему и подробно расскажи о качествах
одежды, не указанных в загадках. Схема
описания предметов одежды: цвет, материал,
части, время, когда одевают, кто носит, что
делают с одеждой.

Картотека с подбором не менее 6
различных слов – действий: стирать,
сушить, гладить, застёгивать,
вешать на вешалку, класть в
чемодан и пр.
Картинки видов одежды: пальто,
юбка, брюки, куртка, плащ и пр.

3 часть

4 часть

Разучивание
стихотворения
«Осень,
обсыпается
весь наш
бедный сад»»

Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят;
Лишь вдали красуются, там на дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин.
Весело и горестно сердцу моему,
Молча твои рученьки грею я и жму,
В очи тебе глядючи, молча слезы лью,
Не умею высказать, как тебя люблю.
Овладению элементарными Работа в рабочей тетради
навыками письма

Картотека стихов для
разучивания в
подготовительной
группе

Сентябрь – 4 неделя
№ п/п
1 часть
2 часть
3 часть

4 часть

Тема
Рассказ «Как готовятся
звери к зиме»
Игра – упражнение
«Один - много»

Программное содержание
Какие запасы делают, где зимуют.

Цель: развитие грамматического строя речи
Задание: дуб – это один, а если их много, то это …
(дубы) и т.д.
Разучивание стихотворения Мы листики осенние,
«Листики» во время
На ветках мы сидим.
физминутки
Дунул ветер – полетели.
Мы летели, мы летели
На землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Закружились, полетели
И на землю снова сели.
Овладению элементарными Работа в рабочей тетради. Нарисовать узор.
навыками письма

Источник
Интернет
ресурсы
Картотека с подбором
картинок с изображением
деревьев и кустарников.
Картотека стихов для
разучивания в
подготовительной группе

№ п/п
1 часть

2 часть

3 часть
4 часть

№ п/п
1 часть

Октябрь –1 неделя
Тема
Программное содержание
Пальчиковая
Раз, два, три, четыре, пять –
гимнастика
Будем листья собирать. Надевают кольца поочередно на каждый
«Будем листья
палец
собирать» с
Листья березы,
массажными
Листья рябины,
кольцами
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберем
Маме осенний букет отнесем. Сжимают и разжимают кулачки.
Дидактическая
Цель: Развивать умение детей делить слова на слоги.
игра «Закончи слово»
Ход: Дети стоят в кругу. Педагог с мячом в центре:
«Дети, сейчас вы будете заканчивать начатое мною
слово. Я брошу мяч любому из вас и назову начало
слова, а вы должны бросить мне мяч обратно и сказать
его конец (кош – ка, гла - за)»
Разучивание стихотворения Здравствуй, маленькая тучка! Наверху одной не скучно?
Хочешь, вместе поиграем? Хочешь, сказки почитаем?
«Тучка»
Хочешь, попинаем мяч? Только, будь добра, не плачь!
Овладению элементарными Работа в рабочей тетради
навыками письма
Октябрь – 2 неделя
Тема
Пальчиковая
гимнастика
«Шалуны»

Программное содержание
Пальчики уснули, в кулачок свернулись. (Сжать пальцы правой
руки в кулак.)
Один! Два! Три! Четыре! Пять! (Поочередно разжимают пальцы).
Захотели поиграть! (Пошевелить всеми пальцами).
Разбудили дом соседей, (Поднять левую руку, пальцы сжаты в
кулак)
Там проснулись шесть и семь,
Восемь, девять, десять – (Отогнуть пальцы один за другим на

Источник
Картотека
пальчиковых игр
для детей
подготовительной
группы

Картотека дидактических
игр по развитию речи для
детей подготовительной
группы
Картотека стихов для
разучивания в
подготовительной группе

Источник
Картотека
пальчиковых игр для
детей
подготовительной
группы

2 часть

3 часть

4 часть

№ п/п
1 часть

счёт).
Веселятся все! Покрутить обеими руками.
Но пора обратно всем:
Десять, девять, восемь, семь (Загнуть пальцы левой руки один за
другим).
Шесть калачиком свернулся,
Пять зевнул и отвернулся.
Четыре, три, два, один, (Загнуть пальцы правой руки).
Кулачок, как апельсин.
Дидактическая игра
Цель: закреплять навыки звукового анализа слова, упражнять в
«Назови
слова,
в различении гласных и согласных звуков, активизировать словарь.
которых второй звук Ход: Педагог предлагает детям вспомнить слова, у которых
второй звук гласный или согласный. Дети соревнуются по рядам.
гласный (согласный)».
Выигрывает тот ряд, который больше придумал слов.
Разучивание
Кукушкин крик последний
стихотворения
как осени звонок.
Увянет скоро летний
Татьяна
ромашковый венок.
Литвинова
Но в сердце, как в ромашке,
«Июль
Мы увезем домой
Июльские ромашки
Пусть светят нам зимой.
Овладению
Работа в рабочей тетради
элементарными навыками
письма
Октябрь – 3 неделя
Тема
Пальчиковая
гимнастика
«Апельсин» с
массажными
кольцами

Программное содержание
Мы делили апельсин, Левая рука в кулачке, правая её
обхватывает.
Много нас, а он – один.
Эта долька – для ежа. Правой рукой поочередно
разжимаем пальчики на левой руке.

Картотека дидактических игр по
развитию речи для детей
подготовительной группы
Картотека дидактических игр по
развитию речи для детей
подготовительной группы

Источник
Картотека пальчиковых игр для
детей подготовительной
группы

2 часть

Дидактическая игра
«Волшебные кубики»

3 часть

Разучивание
стихотворения Алексей
Плещеев «Осень»

4 часть

Овладению
элементарными навыками
письма

Эта долька – для чижа.
Эта долька – для котят.
Эта долька - для утят.
Эта долька - для бобра.
А для волка – кожура! Встряхиваем обе кисти.
Цель: Закреплять умение детей определять место звука в слове,
производит фонематический анализ и синтез слова, развивать
слуховую и зрительную память, а также зрительное восприятие.
Материал: Кубики на каждой грани, которых изображены
знакомые детям предметы.
Ход: Ребенку предлагают собрать какое-нибудь слово, например
«слон». Обращают внимание на первые звуки слов – названий
предметов. Ребенок сначала находит кубик, на одной из граней
которого изображен предмет, чье название начинается со звука
[с]. Затем ищет на гранях следующего кубика изображение
предмета, в названии которого первый звук - [л], [о], [н].
Осень наступила, высохли цветы,
И глядят уныло голые кусты.
Вянет и желтеет травка на лугах,
Только зеленеет озимь на полях.
Туча небо кроет, солнце не блестит,
Ветер в поле воет, дождик моросит.
Зашумели воды быстрого ручья,
Птички улетели в теплые края.
Работа в рабочей тетради

Картотека дидактических игр
по развитию речи для детей
подготовительной группы

Картотека стихов для
разучивания в
подготовительной группе

Октябрь - 4 неделя
№ п/п
1 часть

Тема
Пальчиковая
гимнастика
«Фрукты»

Программное содержание
Соединение пальчиков, между которыми находится
мячик, начиная с мизинцев; дети соединяют по
одной паре пальцев на каждую стихотворную

Источник
Картотека пальчиковых игр для
детей подготовительной группы

2 часть
3 часть

4 часть

строку, при этом ладони не должны касаться друг
друга.
На базар ходили мы (соединяют мизинцы),
Много груш там и хурмы (соединяют безымянные
пальцы),
Есть лимоны, апельсины (соединяют средние
пальцы),
Дыни, сливы, мандарины (соединяют указательные
пальцы),
Но купили мы арбуз (соединяют большие пальцы)
Это самый вкусный груз (пальцы сжимают в кулак,
большой отводят вверх).
Пересказ рассказа В.
Цель: Развивать у детей умение связывать отдельные части
Бианки «Купание
рассказа. Передавать текст точно, последовательно,
выразительно.
медвежат»
Разучивание стихотворения Поезжай за моря-океаны
и над всею землёй пролети.
«Поезжай за моряЕсть на свете различные страны,
океаны»
Михаил Исаковский
но такой, как у нас, не найти.
Глубоки наши светлые воды,
широка и привольна земля,
и гремят, не смолкая, заводы,
и шумят, расцветая, поля.
Овладению элементарными Работа в рабочей тетради
навыками письма

О.С. Ушакова, Е.М. Струнина
«Развитие речи
детей 6-7 лет», с.50
Картотека стихов для
разучивания в
подготовительной группе

Ноябрь – 1 неделя
№ п/п
1 часть

Тема
Артикуляционная
гимнастика «Кочан
капусты»

Программное содержание
Встал зайчишка рано, вышел на поляну.
показать пальцами одной руки зайца с ушами.
По опушке к лесу шел Идем пальцами по столу.
И большой кочан нашел Кулак другой руки.

Источник
Картотека пальчиковых игр
для детей подготовительной
группы

2 часть

3 часть

4 часть
№ п/п
1 часть

Стал зайчишка с хрустом
Грызть кочан капусты:
Хруст-хруст, хруст-хруст Заяц-одна рука «грызет» кочанкулак др. руки.
Съел кочан, упал под куст.
Проснулся, сладко потянулся с усилием растопыриваем
все пальцы
А домой добрался –долго отдувался! Показываем, как заяц
движется по столу.
Цель: Развивать речевой аппарат детей, отрабатывать
Дидактическая игра «Нужные дикцию, закреплять способы обозначения предложений.
Ход: Воспитатель называет предложение. Дети определяют,
знаки»
с какой интонацией оно было произнесено, в соответствии с
этим поднимают карточку с нужным знаком.
Разучивание
стихотворения
«Деревянный
старичок»
Надежда Подлесова

Налетит сердитый ветер,
Зашумит, задышит бор
И послышится скрипучий
Деревянный разговор.
Ох, ах, ах, ох,
До чего я стар и плох!
Молча слушают осинки,
Им, осинкам, невдомёк,
Что когда-то
Был ветвистым,
молодым, зеленолистым
Этот дряхлый и горбатый
Лысый дедушка Пенёк!
Овладению
элементарными Работа в рабочей тетради
навыками письма
Ноябрь – 2 неделя
Тема
Программное содержание
Пальчиковая
В руки ежика возьмем, (берем массажный мячик)
гимнастика
Покатаем и потрем. (катаем между ладошек)

Картотека дидактических
игр по развитию речи для
детей подготовительной
группы
Картотека стихов для
разучивания в
подготовительной группе

Источник
Картотека пальчиковых игр для
детей подготовительной

«Ёжик» с
массажным
шариком

2 часть

3 часть

Вверх подбросим и поймаем, (подбрасываем вверх и ловим)
И иголки посчитаем. (пальчиками одной руки нажимаем на
шипы)
Пустим ежика на стол, (кладем мячик на стол)
Ручкой ежика прижмем (ручкой прижимаем мячик)
И немножко покатаем ... (ручкой катаем мячик)
Потом ручку поменяем
Дидактическая игра «Найди Цель: Закреплять умение детей определять первый звук в слове,
различать твердые и мягкие согласные звуки.
братца»
Материал: Предметные картинки
Ход: Воспитатель выставляет предметные картинки в один ряд.
Дети должны разложить картинки в два ряда. Во втором ряду
должны быть картинки такие, чтобы первые звуки слов были
братцами первых звуков слов первого ряда.
Например: Бабочка, первый звук [б]. Положу белку, первый
звук в этом слове [б'], [б] и [б'] – братцы.
Дети по очереди подходят, называют предметы, первые звуки
слов и если правильно подобрали пару, подставляют картинку
под верхний ряд.
Разучивание
Цель:
стихотворения
Воспитывать у детей умение слушать,
запоминать
небольшое
по
объему
«Плохая
стихотворение, читать наизусть, не торопясь,
девочка»
Зинаида
четко выговаривая слова и, особенно,
Александрова
окончания слов; учить детей отчетливо
произносить звуки.
Ходит Оленька, вздыхая.
— Что с тобою?
— Я плохая!
Я ногой толкнула кошку,
На пол бросила картошку,
Кашу манную не ела.
Быть хорошей надоело!..

группы

Картотека дидактических игр
по развитию речи для детей
подготовительной группы

Картотека стихов для
разучивания в
подготовительной группе

4 часть

№ п/п
1 часть

2 часть

Не пора ли Оле спать,
Чтоб опять хорошей стать!
Овладению элементарными Работа в рабочей тетради
навыками письма
Ноябрь – 3 неделя
Тема
Пальчиковая
гимнастика
«Кто где
живёт?»

Программное содержание
Источник
Дети загибают пальцы на руках — по одному на каждое
Картотека пальчиковых игр для
двустишие.
детей подготовительной группы
У лисы в лесу глухом
Есть нора — надёжный дом.
Не страшны зимой метели
Белочке в дупле на ели.
Под кустами ёж колючий
Нагребает листья в кучу.
Из ветвей, корней, коры
Хатки делают бобры.
Спит в берлоге косолапый,
До весны сосёт он лапу.
Есть у каждого свой дом,
Всем тепло, уютно в нём. (Хлопают в ладоши)
Дидактическая игра «Кто Цель: закрепление знания детей о жилищах животных, Картотека дидактических игр
насекомых. Закрепление употребления в речи детей по развитию речи для детей
где живёт?»
грамматической формы предложного падежа с предлогом «в».
подготовительной группы
Ход: Бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, педагог задаёт
вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, отвечает.
Вариант 1.
педагог: – Дети:
Кто живёт в дупле? -Белка.
Кто живёт в скворечнике? -Скворцы.
Кто живёт в гнезде? -Птицы.
Кто живёт в будке?-Собака.
Кто живёт в улье? -Пчёлы

Кто живёт в норе? -Лиса.
Кто живёт в логове? -Волк.
Кто живёт в берлоге? -Медведь.
3 часть

4 часть

№ п/п
1 часть

2 часть

Разучивание стихотворения
«Первый снег»

Картотека стихов для
разучивания в
подготовительной группе

На деревья, на аллеи
Снег летит муки белее,
И. Мельничук
Легкий-легкий, чистый-чистый,
Мягкий, хрупкий и пушистый.
Снег в руке сжимаем
И снежки кидаем.
Первый снег – светлый снег,
Как же радует он всех.
Овладению элементарными Работа в рабочей тетради
навыками письма
Ноябрь – 4 неделя
Тема
Программное содержание
Источник
Пальчиковая
Мизинчик идти на прогулку решил, Открываем поочередно
Картотека пальчиковых игр для
гимнастика
каждый
детей подготовительной
«Пальчики» с
Но безымянный не разрешил,
группы
массажными
А средний об этом услышал,
кольцами
Едва из терпенья не вышел,
Печально сказал указательный:
«Огорчится большой обязательно!»
Большой на окошко всем показал
И очень серьезно при этом сказал:
«Без дождика надо нам погулять,
Пока не закапал из туч он опять!
Дидактическая
Цель: упражнять детей в умении изменять слова с помощью Картотека дидактических игр
Игра «Измени слово
суффикса -ищ.
по развитию речи для детей
Щенок Щеня очень любит играть со словами. Если мы скажем подготовительной группы
слово правильно, Щеня будет молчать, если ошибёмся, громко
залает.
Воспитатель выставляет три картинки: клещи, щётку, плащ.

3 часть

Разучивание
стихотворения «Хитрые
котята»

4 часть

Овладению
элементарными навыками
письма

№ п/п
1 часть

Тема
Пальчиковая гимнастика
«Перчатки и мышата»

- Я ищу клещи, тащу щетку, чищу плащ.
- Ты ищешь …; - Он ищет…; - Мы ищем…
- Вы ищете…; -Они ищут…
Прошёл год. Щеня вырос т стал большой собакой. Раньше у него
была маленькая голова, а теперь не голова, а головища, не лапы, а
….. (лапищи), не глаза, а …, не зубы, а …, не нос, а …, не усы, а
….., не когти, а …., не хвост, а …..
Мать кошка в школу шлет котят,
А те учиться не хотят.
Мяучат:- Мама, мы больны.
В кроватке мы лежать должны.
-Жаль, нынче в гости звали нас,
Так не пойдем мы в этот раз.
И ждут вас вместо торта
Пилюли и касторка.
Работа в рабочей тетради

Картотека стихов для
разучивания в
подготовительной группе

Декабрь – 1 неделя
Программное содержание
Шустрая мышка Раскрыть ладошки, пальцы растопырены,
поворачивать руки то ладонью, то тыльной стороной вверх.
Перчатку нашла.
Гнездо в ней устроив,
Мышат позвала, Сложить ладони «ковшиком».
Сгибать и разгибать пальцы, имитируя зовущий жест.
Им корочку хлеба Кончиком большого пальца поочередно постучать
по кончикам остальных пальцев
Дала покусать, остальные пальцы скользящим движением от мизинца
к указательному.
Погладила всех
И отправила спать. Ладони прижать друг к другу, положить их под
щеку.

Источник
Картотека пальчиковых игр
для детей подготовительной
группы

2 часть

Дидактическая
игра
«Кто кем был?»

Цель: развитие мышления, расширение словаря, закрепление
падежных окончаний.
Ход: педагог, бросая мяч кому-либо из детей, называет предмет или
животное, а ребёнок, возвращая мяч логопеду, отвечает на вопрос, кем
(чем) был раньше названный объект:
Цыплёнок – яйцом
Хлеб – мукой
Лошадь – жеребёнком
Шкаф – доской
Корова – телёнком
Велосипед – железом
Дуд – жёлудем
Рубашка – тканью
Рыба – икринкой
Ботинки – кожей
Яблоня – семечкой
Дом – кирпичём
Лягушка – головастиком
Сильный – слабым
Бабочка – гусеницей
Взрослый – ребёнком

3 часть

Разучивание
стихотворения
«Здравствуй, гостьязима»
Иван Саввич Никитин

4 часть

Овладению
элементарными навыками
письма

Здравствуй, гостья-зима
Просим милости к нам,
Песни Севера петь
По лесам и степям.
Есть раздолье у нас —
Где угодно гуляй,
Строй мосты по рекам
И ковры расстилай.
Нам не стать привыкать —
Пусть мороз твой трещит:
Наша русская кровь
На морозе горит!
Работа в рабочей тетради

№ п/п
1 часть

Тема
Пальчиковая
гимнастика с

Декабрь -2 неделя
Программное содержание
Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем
на левой.

Картотека дидактических
игр по развитию речи для
детей подготовительной
группы

Картотека стихов для
разучивания в
подготовительной группе

Источник
Картотека пальчиковых игр для
детей подготовительной группы

массажным
шариком
«Черепаха»

2 часть

3 часть

Шла большая черепаха (дети катают Су-Джок между ладоней)
И кусала всех от страха,
Кусь, кусь, кусь, кусь, (Су-Джок между большим пальцем и
остальными, которые ребенок держит «щепоткой».
Надавливают ритмично на Су Джок, перекладывая из руки в руку).
Никого я не боюсь. (дети катают Су-Джок между ладоней).
Дидактическая
игра Цель:
подбор
существительных
к
прилагательному,
«Лови да бросай – цвета обозначающему цвет. Закрепление названий основных цветов,
развитие воображения у детей.
называй»
Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет прилагательное,
обозначающее цвет, а ребёнок, возвращая мяч, называет
существительное, подходящее к данному прилагательному.
педагог:- Дети:
Красный -мак, огонь, флаг
Оранжевый -апельсин, морковь, заря
Жёлтый -цыплёнок, солнце, репа
Зелёный-огурец, трава, лес
Голубой -небо, лёд, незабудки
Синий- колокольчик, море, небо
Фиолетовый -слива, сирень, сумерки
Разучивание
Какое сегодня утро?
«Утро» М. Щеловановой Сегодня плохое утро.
Сегодня скучное утро,
И, кажется, будет дождь.
Почему же плохое утро?
Сегодня хорошее утро.
Сегодня весёлое утро.
И тучи уходят прочь.
Сегодня не будет солнца.
Сегодня не будет солнца.
Сегодня будет хмурый
Серый, пасмурный день.
Почему же не будет солнца?

Картотека дидактических игр
по развитию речи для детей
подготовительной группы

Картотека стихов для
разучивания в
подготовительной группе

4 часть

Овладению
элементарными навыками
письма

Наверное, будет солнце.
Обязательно будет солнце
И ясный, чудесный день!
Работа в рабочей тетради

Декабрь – 3 - 4 неделя
№
п/п
1 часть

2 часть

3 часть

Тема
Пальчиковая
гимнастика
«Друзья» с
массажными
кольцами

Составление
рассказа на тему
«Как мы играем зимой
на участке».
«Природа зимой»
Разучивание
стихотворения Снегири
А. Прокофьев

Программное содержание
В нашей группе все друзья (ритмично стучат
кулачками по столу),
Самый младший — это я.
Это Маша,
Это Саша,
Это Юра,
Это Даша (разжимают кулачки, начиная с
мизинчика).
Цель: Развивать у детей умение отбирать для рассказа
самое интересное. Учить включать в рассказ описание
природы, окружающей обстановки.
Выбегай поскорей
Посмотреть на снегирей.
Прилетели, прилетели,
Стайку встретили метели!
А Мороз-Красный Нос
Им рябинки принес.
Хорошо подсластил
Зимним вечером поздним
Ярко-алые грозди.

Источник
Картотека пальчиковых игр для
детей подготовительной группы

О.С. Ушакова, Е.М. Струнина
«Развитие речи детей 6-7 лет»,
с.74
Картотека стихов для
разучивания в
подготовительной группе

4 часть

№
п/п
1 часть

2 часть

3 часть

Овладению
Работа в рабочей тетради
элементарными навыками
письма
Январь – 2 неделя
Тема
Программное содержание
Пальчиковая гимнастика
«Елка»

Источник

Мы на ёлке веселились (ритмично хлопают в ладоши)
Картотека пальчиковых игр для
И плясали, и резвились (ритмичные удары кулачками).
детей подготовительной группы
После добрый Дед Мороз
Нам подарки преподнёс («шагают» средними и
указательными пальцами обеих рук по столу),
Дал большущие пакеты,
В них же — вкусные предметы надевают колечки).
Конфеты в бумажках синих,
Орешки рядом с ними,
Груша, яблоко, один
Золотистый мандарин.
Дидактическая игра «Чья Цель: расширение словаря детей за счёт употребления Картотека дидактических игр
притяжательных прилагательных.
по развитию речи для детей
голова?»
Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, говорит: «У вороны голова…», подготовительной группы
а ребёнок, бросая мяч обратно, заканчивает: «…воронья».
Например:
У рыси голова – рысья
У рыбы – рыбья
У кошки – кошачья
У сороки – сорочья
У лошади – лошадиная
У орла – орлиная
Разучивание
Вся земля в снегу,
Картотека стихов для
стихотворения
Я на лыжах бегу,
разучивания в
«На лыжах»
Ты бежишь за мной.
подготовительной группе
(А. Введенский)
Хорошо в лесу зимой:
Небо ярко-синее,

4 часть

№
п/п
1 часть

2 часть

3 часть

Овладению
элементарными навыками
письма
Тема
Пальчиковая
гимнастика с
шариками
«Пальчикиладошки»

Дидактическая игра
«Один – много»

Разучивание
стихотворения В. Орлов

Ели, сосны в инее,
Снег сверкает под ногами.
Эй, ребята, кто за нами?
Работа в рабочей тетради
Январь – 3 неделя
Программное содержание

Источник

Прежде чем игру начать,
Картотека пальчиковых игр для
Перекатывать шарики, прижимая их ладошками
детей подготовительной
Надо пальчикам сказать:
группы
Поочередно прокатывать шарики на ладошке пальчиками
«Пальчик, пальчик мой хороший,
Шарик ты прижми к ладошке,
Покрути и покатай,
И другому передай!»
Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имён Картотека дидактических игр
существительных.
по развитию речи для детей
Ход: педагог бросает мяч детям, называя имена существительные подготовительной группы
в единственном числе. Дети бросают мяч обратно, называя
существительные во множественном числе.
Пример:
Стол – столы
стул – стулья
Гора – горы
лист – листья
Дом – дома
носок – носки
Глаз – глаза
кусок – куски
День – дни
прыжок – прыжки
Сон – сны
гусёнок – гусята
Лоб – лбы
тигрёнок – тигрята
Зимний вечер длинный, длинный,
Картотека стихов для
За окном сугроб залёг.
разучивания в
А на кухне — чай с малиной,
подготовительной группе

4 часть

Овладению
элементарными навыками
письма

№ п/п
1 часть

Тема
Пальчиковая
гимнастика
«Дружные
пальцы»

2 часть

Дидактическая игра
«Подбери признаки»

3 часть

Разучивание
стихотворения Иней
(Г. Галина)

Пахнет яблочный пирог.
В небе нет тепла и света,
Но тепло нам и светло:
Словно маленькое лето
К нам на кухню забрело.
Работа в рабочей тетради
Январь 4 - неделя
Программное содержание
Источник
Дружно пальцы встали в ряд Показать ладони.
Картотека пальчиковых игр для
Десять крепеньких ребят Сжать пальцы в кулак.
детей подготовительной группы
Эти два – всему указка Показать указательные пальцы.
Все покажут без подсказки.
Пальцы – два середнячка Показать средние пальцы.
Два здоровых бодрячка.
Ну, а эти безымянны Показать безымянные пальцы.
Молчуны, всегда упрямы.
Два мизинца-коротышки Показать мизинцы.
Непоседы и плутишки.
Пальцы главные средь них Показать большие пальцы.
Два больших и удалых Остальные пальцы сжать в кулак.
Цель: активизация глагольного словаря.
Картотека дидактических игр
Ход: педагог задаёт вопрос «Что умеют делать белки?» Дети по развитию речи для детей
отвечают на вопрос и находят картинку к заданному вопросу. подготовительной группы
Примерные ответы: Белки умеют прыгать с сучка на сучок. Белки
умеют делать тёплые гнёзда.
По деревьям серебристая
Картотека стихов для
Перекинулась фата —
разучивания в
Белоснежная, пушистая,
подготовительной группе
Кружевная красота!
И себя березка грустная
Не могла узнать сама —

4 часть

№
п/п
1 часть

2 часть
3 часть

Овладению
элементарными навыками
письма
Тема
Пальчиковая
гимнастика
«Шарик»

Составление рассказов
по серии сюжетных
картинок
Разучивание
стихотворения
Г. Сатир

4 часть

Овладению
элементарными навыками
письма

№ п/п
1 часть

Тема
Пальчиковая

Так украсила искусная
Ветки деревца зима…
Работа в рабочей тетради
Февраль – 1 неделя
Программное содержание
Надуваем быстро шарик,
Пальцы обеих рук в щепотке и соприкасаются кончиками
Он становится большой. В этом положении дуем на них,
Вдруг шар лопнул, пальцы принимают форму шара.
Воздух «выходит»,
Воздух вышел – пальцы снова в исходном положении.
Стал он тонкий и худой.
Учить детей составлять последовательный рассказ и
придумывать оригинальную концовку. Активизировать в речи
детей глаголы. Дифференцировать на слух звуки л и р.
— Что везешь,
Автомашина?
— Все, что есть
На букву «А».
Вот
Арбузы,
Апельсины,
Абрикосы
И Айва!
Работа в рабочей тетради
Февраль – 2 неделя
Программное содержание
Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке,

Источник
Картотека
пальчиковых игр для
детей
подготовительной
группы
О.С. Ушакова, Е.М. Струнина
«Развитие речи детей 6-7 лет»,
с.79
Картотека стихов для
разучивания в
подготовительной группе

Источник
Картотека

гимнастика с
шариками
«Медведи»

2 часть

Дидактическая игра
«Что бывает круглым?»

3 часть

Разучивание
стихотворения «Когда я
буду взрослым»
А. Кушнер

затем
на левой.
Шла медведица спросонок, (шагать шариком по руке, надавливая)
А за нею – медвежонок. (шагать тихо шариком по руке)
А потом пришли детишки, (шагать шариком по руке в быстром
темпе)
Принесли в портфелях книжки.
Стали книжки открывать, (нажимать шариком на каждый палец)
И в тетрадочках писать.
Цель: расширение словаря детей за счёт прилагательных,
развитие воображения, памяти, ловкости.
Ход: педагог, бросая мяч детям, задаёт вопрос, ребёнок,
поймавший мяч, должен на него ответить и вернуть мяч.
– что бывает круглым? (мяч, шар, колесо, солнце, луна, вишня,
яблоко…)
– что бывает длинным? (дорога, река, верёвка, лента, шнур,
нитка…)
– что бывает высоким? (гора, дерево, скала, человек, столб, дом,
шкаф…)
– что бывает колючим? (ёж, роза, кактус, иголки, ёлка,
проволока…)
Когда я буду взрослым,
Я буду очень грозным,
И скажут мои детки:
«Нельзя ли погулять?» —
«А час какой? Девятый?
Пожалуй, поздновато.
А ну, — скажу, — ребята,
Сейчас же марш в кровать!»
Когда я буду взрослым,
Я буду очень грозным,
И скажут мои детки:
«Нельзя ли поиграть?»

пальчиковых игр для
детей
подготовительной
группы

Картотека дидактических игр
по развитию речи для детей
подготовительной группы

Картотека стихов для
разучивания в
подготовительной группе

4 часть

№
п/п
1 часть

2 часть

3 часть

4 часть

Овладению
элементарными навыками
письма
Тема
Пальчиковая
гимнастика
«Футбол»

Скажу: «Весь день играли?
Коробку поломали?
Катушку потеряли?
Сейчас же марш в кровать!»
Работа в рабочей тетради
Февраль – 3 неделя
Программное содержание

Пальчики в футбол играют, Пошевелить всеми пальцами в
воздухе.
Все друг друга обгоняют,
Все бегом, вприпрыжку, вскачь, Барабанить поочередно,
быстро пальцами по столу.
Все хотят ударить мяч.
Каждый забивает гол, Пальцы поочередно,
медленно «забивают» гол.
Хорошо играть в футбол.
Дидактическая
игра Цель: Развивать умение детей делить слова на слоги.
Ход: Дети стоят в кругу. Педагог с мячом в центре: «Дети, сейчас
«Закончи слово»
вы будете заканчивать начатое мною слово. Я брошу мяч любому
из вас и назову начало слова, а вы должны бросить мне мяч
обратно и сказать его конец (кош – ка, гла – за) .
Разучивание
Наша Родина – Россия!
стихотворения
Здесь родились мы на свет,
«Наша Родина – Россия» Нет земли для нас красивей
О. Емельянова
И любимей в мире нет!
Здесь твой дом, твоя семья,
Здесь живут твои друзья!
Должен Родину, как мать,
Ты беречь и защищать!
Овладению
Работа в рабочей тетради

Источник
Картотека
пальчиковых игр для
детей
подготовительной
группы

Картотека дидактических игр
по развитию речи для детей
подготовительной группы
Картотека стихов для
разучивания в
подготовительной группе

элементарными навыками
письма
№ п/п
1 часть

2 часть

3 часть

4 часть

Февраль – 4 неделя
Тема
Программное содержание
Пальчиковая
Бублик (большой и указательный пальцы образуют
гимнастика
круг),
«Хлеб» с
Баранку (большой и средний пальцы образуют круг),
массажными
Батон (большой и безымянный пальцы образуют круг)
кольцами
И буханку (большой и мизинец образуют круг)
Пекарь из теста
Испёк спозаранку (имитация лепки хлеба).
Дидактическая
игра Цель: Учить составлять предложения с предлогами на, над.
Развивать зрительную память.
«Новоселье»
Ход: У жителей леса сегодня большой праздник — новоселье.
Они построили большой дом. Сегодня вселяются новые жильцы.
Давайте поможем новоселам.
«Лягушка будет жить на третьем этаже в квартире справа»
«Воробей будет жить на втором этаже в квартире справа»
«козлёнок будет жить на первом этаже в квартире слева»
«Заяц живёт над козлёнком»
«Мышка живёт над зайцем»
«Над козлёнком и бельчонком живут заяц и воробей»
Разучивание
Гуляет русская зима,
стихотворения «Гуляет
Останови её, попробуй!
Махнет рукою – бела земля.
русская зима»
В. Пашов
Махнет другой – растут сугробы.
Белит деревья и дома.
Морозит, устали не зная!
Гуляет русская зима,
Морозная, не злая!
Овладению
Работа в рабочей тетради
элементарными навыками
письма

Источник
Картотека
пальчиковых игр для
детей
подготовительной
группы
Картотека дидактических игр
по развитию речи для детей
подготовительной группы

Картотека стихов для
разучивания в
подготовительной группе

№
п/п
1 часть

Тема
Пальчиковая
гимнастика
«Пятеро
котят»

2 часть

Дидактическая игра
«Веселый поезд»

3 часть

Разучивание
стихотворения «Мама»

Март –1 - 2 неделя
Программное содержание

Источник

Вот пятеро котят. Один ушел и нет его.
Картотека пальчиковых игр для
Дети поочередно загибают пальцы.
детей подготовительной группы
Ну, нет и нет. Котят осталось четверо.
Вот четверо котят. Один ночной порою
На дерево залез – котят осталось трое.
Но где-то запищал мышонок тонко-тонко,
Котенок услыхал – осталось два котенка.
Один из них с мячом исчез в дверях бесследно.
А самый умный – тот, оставшийся. Последний,
Он к миске подошел и, как и должно киске,
Лакать за пятерых стал молоко из миски.
Цель: Совершенствовать навык звукового анализа, закреплять Картотека дидактических игр
умение детей определять количество звуков в слове.
по развитию речи для детей
Материал: У каждого ребенка в руках предметная картинка – подготовительной группы
билет.
Ход: Воспитатель каждому ребенку предлагает определить
количество звуков в его слове и положить картинку в нужный
вагон, соответствующий количеству звуков в слове (сколько
окошечек, столько звуков).
Знаю буквы я четыре,
Картотека стихов для
Что важнее всего в мире.
разучивания в
И скажу вам сразу прямо,
подготовительной группе
Эти буквы – слово МАМА!
Она нам важна всегда,
Не взирая на года.
Жизнь она нам всем дает,
Тихо рядышком идет.
Дарит ласку и тепло,
Даже если тяжело.
Сердцем нас оберегает

И душой обнимает.
4 часть

№
п/п
1 часть

Овладению
Работа в рабочей тетради
элементарными навыками
письма
Март – 3 неделя
Тема
Программное содержание
Пальчиковая
гимнастика
«Орехи»
(с шариком)

2 часть

Пересказ рассказа М.
Пришвина «Ёж»

3 часть

Разучивание
стихотворения «Весна»

4 часть

Овладению
элементарными навыками
письма

№
п/п

Тема

Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке,
затем на левой.
Мы научимся орехи
Между пальцами катать.
(Дети катают шарик между пальцами сначала одной руки, потом
другой).
Это в школе нам поможет
Буквы ровные писать.
Цель: Развивать у детей умение пересказывать рассказ точно,
последовательно. Обратить внимание детей на многозначное
слово игла.
Снег промок и лед заплакал —
Скоро кончится зима.
От рассвета до заката
Тают чудо-терема.
Просыпается природа —
Как березка расцвела.
Лишь у дедушки Мороза
Не идут весной дела!
Работа в рабочей тетради
Март – 4 неделя
Программное содержание

Источник
Картотека пальчиковых игр для
детей подготовительной
группы

О.С. Ушакова, Е.М. Струнина
«Развитие речи детей 6-7 лет»,
с.83
Картотека стихов для
разучивания в
подготовительной группе

Источник

1 часть

Пальчиковая
гимнастика
«Друзья»

2 часть

Дидактическая игра
«Гласные звуки»

3 часть

Разучивание
стихотворения
Про себя и про ребят
автор Г. Ладонщиков

4 часть

Овладению

В гости к пальчику большому
Картотека пальчиковых игр для
Приходили прямо к дому
детей подготовительной
Поочередно соединять все пальцы до мизинца
группы
Указательный и средний, с большим пальцем.
Безымянный и последний
Мизинец стучит по большому пальцу.
Сам мизинчик-малышок
Постучался об порог.
Вместе пальчики-друзья,
Пальцы собрать в щепотку.
Друг без друга им нельзя.
Цель: развивать навыки выделения гласных звуков из состава Картотека дидактических игр
слова. Это упражнение целесообразно проводить каждый день в по развитию речи для детей
начале занятия или после физкультминутки.
подготовительной группы
Ход игры: Каждый ребенок называет гласные звуки из
предложенного ему слова, состоящего из одного, двух или трех
слогов (слова подбираются педагогом с учетом возможностей
детей.
Солнце скрылось за домами,
Картотека стихов для
Покидаем детский сад.
разучивания в
Я рассказываю маме
подготовительной группе
Про себя и про ребят.
Как мы хором песни пели,
Как играли в чехарду,
Что мы пили,
Что мы ели,
Что читали в детсаду.
Я рассказываю честно
И подробно обо всем.
Знаю, маме интересно
Знать о том,
Как мы живем.
Работа в рабочей тетради

элементарными навыками
письма
№
п/п
1 часть

2 часть

Тема
Пальчиковая
гимнастика
«Шкаф»

Дидактическая
игра «Четвертый
лишний»
с мячом

Апрель – 1 неделя
Программное содержание
Мне купили для одежды
Шкаф вместительный, большой (показывают, какой большой
шкаф).
Он красивый и удобный
И зовётся «платяной».
Уберу в него одежду:
Майки, шорты и трусы,
Брюки, куртки и рубашки (загибают пальцы на двух руках),
Свитера и пиджаки,
И носки с футболками
Уберу на полки я.
стол, стул, кровать, чайник
лошадь, кошка, собака, щука
елка, земляника, береза, дуб,
огурец, тыква, морковь, заяц
блокнот, портфель, газета, тетрадь,
огурец, арбуз, яблоко, мяч
волк, лиса, медведь, кошка
фиалка, ромашка, морковь, василек,
кукла, машинка, пирамида, книга
воробей, орел, ласточка, оса
лыжи, коньки, лодка, санки
стул, молоток, пила, рубанок
снег, мороз, жара, лед
змея, улитка, бабочка, черепаха
кисти, краски, чайник, альбом
шляпа, крыша, дверь, окно
молоко, чай, лимонад, хлеб

Источник
Картотека пальчиковых игр для
детей подготовительной
группы

Картотека дидактических игр
по развитию речи для детей
подготовительной группы

3 часть

Разучивание
стихотворения
«Космонавт»
В. Степанов

4 часть

№
п/п
1 часть

2 часть

Овладению
элементарными навыками
письма
Тема
Пальчиковая
гимнастика
«Домик»
с массажными
кольцами

Дидактическая
игра «Ласточки и люди»

В темном небе звезды светят.
Космонавт летит в ракете.
День летит и ночь летит
И на землю вниз глядит.
Видит сверху он поля,
Горы, реки и моря.
Видит он весь шар земной,
Шар земной — наш дом родной.
Работа в рабочей тетради
Апрель – 2 неделя
Программное содержание

Картотека стихов для
разучивания в
подготовительной группе

Источник

Описание: упражнение выполняется сначала на правой
Картотека пальчиковых игр для
руке, затем
детей подготовительной группы
на левой.
В этом домике пять этажей: (катаем шарик по ладони)
На первом живет семейство ежей, (надавливаем поочередно
на каждый пальчик)
На втором живет семейство зайчат,
На третьем - семейство рыжих бельчат,
На четвертом живет с птенцами синица,
На пятом сова - очень умная птица.
Цель: упражнять детей в образовании родительного Картотека дидактических игр по
падежа множественного числа существительных.
развитию речи для детей
Ласточки высоко летают и очень внимательно наблюдают подготовительной группы
за людьми, удивляются, как мы не похожи на них.
У ласточек есть перья, а у людей нет …. перьев.
У ласточек есть крылья, а у людей нет ….крыльев.
У ласточек есть лапы, а у людей нет …. лап.
У ласточек есть клювы, а у людей нет …. клювов.
У ласточек есть хвосты, а у людей нет …. хвостов.

3 часть

4 часть

№
п/п
1 часть

2 часть
3 часть

У ласточек есть птенцы, а у людей нет …. птенцов.
Разучивание
Улетела Ласточка
стихотворения
За тридевять земель...
Возвращайся, Ласточка!
«Весна»
На дворе апрель.
Возвращайся, Ласточка!
Только не одна:
Пусть с тобою, Ласточка,
Прилетит Весна!
Овладению элементарными Работа в рабочей тетради
навыками письма
Апрель – 3 неделя
Тема
Программное содержание
Пальчиковая
гимнастика
«Мячик ёжик»
с шариком

Составление
описательных рассказов
по пейзажным картинам
Разучивание
стихотворения «Грустны

Картотека стихов для
разучивания в
подготовительной группе

Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке,
затем на левой.
Ежик колет нам ладошки, (катаем шарик в разных направлениях)
Поиграем с ним немножко.
Ежик нам ладошки колет – (шариком ударяем по ладошке)
Ручки к школе нам готовит.
Мячик-ежик мы возьмем, (подбрасываем мячик вверх)
Покатаем и потрем. (прокатываем между ладошек)
Вверх подбросим и поймаем, (опять подбрасываем мячик)
И иголки посчитаем. (пальчиками мнем иголки мячика)
Пустим ежика на стол, (кладем мячик на стол)
Ручкой ежика прижмем (ручкой прижимаем мячик)
И немножко покатаем… (катаем мячик по столу)
Потом ручку поменяем (меняем руки)
Формировать умения детей определять характер, настроение,
отраженное художником в картине. Упражнять детей в
подборе определений, сравнений, синонимов и антонимов.
Грустны клены у оград —
День прощания…

Источник
Картотека пальчиковых игр для
детей подготовительной
группы

О.С. Ушакова, Е.М. Струнина
«Развитие речи детей 6-7
лет», с.89
- Картотека стихов для
разучивания в

клены у оград»
автор И. Демьянов

4 часть

№
п/п
1 часть

Овладению
элементарными навыками
письма
Тема
Пальчиковая гимнастика
«Веселая старушка»

До свидания, детский сад,
До свидания!
Нам за партами сидеть
В эту осень!
Даже плюшевый медведь
Спать не хочет…
На полу сидит в углу,
С ним простились.
Вот дождинки по стеклу
Покатились…
Грустен день у нас, ребят,
И веселый.
До свидания, детский сад.
Здравствуй, школа!
Работа в рабочей тетради
Апрель – 4 неделя
Программное содержание
У веселенькой старушки Хлопки в ладоши, то правая, то левая
рука сверху.
Жили в маленькой избушке Сложить руки углом и показать
избушку.
Десять сыновей. Показать десять пальцев.
Все без бровей Очертить брови пальцами
Вот с такими ушами, Растопыренные ладони поднесены к ушам.
Вот с такими носами, Показать длинный нос двумя
растопыренными пальцами
Вот с такими усами, Очертить пальцами длинные «гусарские»
усы.
Вот с такой головой, Очертить большой круг вокруг головы.
Вот с такой бородой! Показать руками большую бороду.

подготовительной группе

Источник
Картотека пальчиковых игр для
детей подготовительной группы

2 часть

3 часть

4 часть

№
п/п
1 часть

Они не пили, не ели, Одной рукой поднести ко рту «чашку»,
другой – «ложку».
На старушку все глядели, Держа руки у глаз, похлопать пальцами,
словно ресницами
И все делали вот так… Ребенок показывает любые загаданные им
действия
Дидактическая
игра Цель: активизация словаря детей.
Ход игры: дети становятся в шеренгу. Каждому участнику по
«Назови три слова»
очереди задается вопрос. Нужно, делая три шага вперед давать с
каждым шагом три слова-ответа, не замедляя темпа ходьбы.
Что можно купить? (платье, костюм, брюки)
Что можно варить?
Что можно читать?
Чем можно рисовать?
Что может летать?
Что может плавать? И т.д.
Разучивание
Разбросало по опушке
стихотворения
Солнце рыжие веснушки.
Собирают девочки,
«Весенний дождь»
Собирают мальчики
автор В. Степанов
Не малину,
Не грибы –
Одуванчики.
Прибегут домой с цветами –
В золотых веснушках сами.
Овладению
Работа в рабочей тетради
элементарными навыками
письма
Май – 2-3 неделя
Тема
Программное содержание
Работа по картинке

Предметные картинки – составление предложений.

Картотека дидактических игр
по развитию речи для детей
подготовительной группы

Картотека стихов для
разучивания в
подготовительной группе

Источник
Картотека предметных картинок
для детей подготовительной

2 часть

3 часть

4 часть

Дидактическая
игра Цель: активизация словаря детей.
Ход игры: знакомство с учебными принадлежностями:
«Доскажи словечко»
Я люблю прямоту,
Я сама прямая.
Сделать ровную черту
Всем я помогаю.
Что - нибудь без меня
Начертить сумей – ка.
Угадайте – ка, друзья,
Кто же я?...(Линейка)
Разучивание
Учимся правильно вести себя в школе. Разучивание
стихотворения
стихотворения о том, как надо вести себя на уроке.
Вставайте дружно каждый раз,
«Здравствуй, школа»
Когда учитель входит в класс.
Когда он спросит, надо встать,
Когда он сесть позволит – сядь.
Ответить хочешь – не шуми,
А только руку подними.
Овладению
Работа в разлинованной тетради. Написание короткой и длинной
элементарными навыками палочки.
письма

группы
Картотека дидактических игр
по развитию речи для детей
подготовительной группы

Картотека стихов для
разучивания в
подготовительной группе

Тетради с разлиновкой.

Мониторинг освоения дополнительной программы проводится педагогом на основе педагогического наблюдения и
методик выявления уровня развития речи дошкольников
МЕТОДИКИ ВЫЯВЛЕНИЯ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ
(Ушакова О.С, Струнина Е.М.)
Уровень речевого развития дошкольников может выявляться как в начале учебного года, так и в середине (или в
конце). Обследование могут проводить воспитатели, методисты, родители. Если дети хорошо знакомы со взрослым,
опрашивающим их, они легко идут на контакт и охотно отвечают на вопросы. Обследование проводится индивидуально с
каждым ребенком (беседа не должна превышать 15 минут). Если же приходит незнакомый взрослый, то ему следует заранее
познакомиться с детьми, наладить эмоциональный контакт, для того чтобы дети вступали в речевое общение с
удовольствием. Задания надо давать в интересной, интонационно выразительной форме. Правильные ответы должны
вызывать одобрение, поддержку; в случае затруднения не стоит показывать ребенку, что он не справился, а просто следует
дать самому ответ (например; ребенок не смог назвать обобщающего слова, и взрослый сам говорит: «Это можно назвать
словом одежда»), но в протоколе отметить невыполнение.
Задания лучше всего предлагать детям при рассматривании хорошо знакомых игрушек или предметов, а если берутся
изолированные слова (без наглядности), их значение должно быть детям известно. Для проверки уровня речевого развития
детей младшего и среднего дошкольного возраста широко используется наглядность (предметы, картинки, различные
игрушки). Для старших дошкольников задания могут предлагаться и без наглядных средств, но на знакомых словах. Здесь
большое значение приобретает точная формулировка вопросов, особенно это важно при выполнении речевых заданий на
выявление: умения подбора синонимов и антонимов к именам прилагательным и глаголам; способности к точному (в
смысловом отношении) употреблению слов; навыков выполнения различных творческих заданий (речевых ситуаций);
навыков составления разных типов высказываний. Вопросы идут в логической последовательности, этим вызвана
неполнота формулировки. Оценка по всем заданиям дается в количественном выражении (по баллам). При условности
количественных оценок за высказывания разной полноты и правильности они (оценки) помогают выявить уровни речевого
развития: I — высокий, II — средний (достаточный) и III (ниже среднего).
2. балла ставится за точный и правильный ответ, данный ребенком самостоятельно.
2 балла получает ребенок, допустивший незначительную неточность, отвечающий по наводящим вопросам и уточнениям
взрослого.
1 балл ставится ребенку, если он не соотносит ответы с вопросами взрослого, повторяет за ним слова, демонстрирует
непонимание задания.

Примерные (возможные) ответы детей даются после каждого задания в такой последовательности: правильный ответ;
частично правильный; неточный ответ. В конце проверки производится подсчет баллов. Если большинство ответов (свыше
2/3) получило оценку 3, это высокий уровень. Если больше половины ответов с оценкой 2, это средний уровень, а с оценкой
1 — уровень ниже среднего.
Уровень речевого развития детей пятого года жизни можно выявлять по методике, разработанной для младшей группы.
Однако добавляются и усложняются некоторые задания.
СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
Словарь
Выявляются умения:
-активизировать
имена
прилагательные
и
глаголы,
подбирать
речевой ситуации;
-подбирать синонимы и антонимы к заданным словам разных частей речи;
-понимать и употреблять разные значения многозначных слов;
-дифференцировать обобщающие понятия (дикие и домашние животные).
Грамматика

точные

по смыслу слова к

-образовывать название детенышей животных (лиса — лисенок, корова - теленок); подбирать однокоренные слова,
согласовывать имена существительные и имена прилагательные в роде и числе;
-образовывать трудные формы повелительного и сослагательного наклонения (спрячься! потанцуй/ искал бы); родительного
падежа (зайчат, жеребят, ягнят);
-строить сложные предложения разных типов.
Фонетика
- дифференцировать пары звуков с-з, с-ц, ш-ж, ч-щ, л-р различать свистящие, шипящие и сонорные звуки, твердые и мягкие;
- изменять силу голоса, темп речи, интонацию в зависимости от содержания высказывания;
- подбирать слова и фразы, сходные по звучанию.
Связная речь
- в пересказывании литературных произведений интонационно передавать диалог действующих лиц, характеристику
персонажей;
- составлять описание, повествование или рассуждение;

- развивать сюжетную линию в серии картин, соединяя части высказывания разными типами связей.
ХОД ОБСЛЕДОВАНИЯ
серия заданий (словарь и грамматика).
Ты знаешь уже много слов. Что значит слово кукла, мяч, посуда?
1. Ребенок правильно объясняет значение слов (из нее едят и пьют, это игрушки);
-называет отдельные признаки, действия;
-называет 1—2 слова.
2.Что бывает глубоким? мелким? высоким? низким? легким? тяжелым?
-выполняет все задания, называет 1—2 слова к Прилагательному (глубокая яма, глубокое море);
-подбирает слова к 2—3 прилагательным;
-подбирает слово только к одному прилагательному (высокий забор).
3.Что называют словом ручка?
-называет несколько значений этого слова (Ручка пишет. У ребенка ручка. У двери есть ручка);
-называет два значения этого слова;
-перечисляет предметы, у которых есть ручка (1—2 слова).
4.Придумай предложение со словом ручка.
-составляет грамматически правильно предложение из трех слов;
-называет два слова (словосочетания); называет только одно слово (ручка).
5.Ручка нужна, чтобы... (писать, держать чашку, держать сумку и т. п.). Ручкой можно... (писать, открывать дверь);
-правильно заканчивает разные типы предложений;
- называет два слова;
- подбирает только одно слово.
Взрослый предлагает ребенку ситуацию: «Погулял зайчонок в лесу. Настроение у него веселое. Вернулся он домой такой...
(радостный, оживленный, довольный). А если зайчонок был веселый и радостный, то он не просто шел, а... (мчался, несся,
летел)».
-ребенок правильно подбирает слова, близкие по смыслу (синонимы);
-называет 2—3 слова;
-подбирает только одно слово.

Педагог дает другую ситуацию: «Другой братец зайчика пришел невеселый, его обидели. К слову веселый подбери слова,
противоположные по смыслу (грустный, печальный, обиженный). А если зайчик был обиженный, он не просто шел, а...
(плелся, тащился, брел)».
Правильно подбирает слова, противоположные по смыслу (антонимы);
- называет 2—3 слова;
- подбирает только одно слово.
Что сделал бы зайчик, если бы встретил волка (лису)? (Убежал бы, спрятался бы, испугался бы).
- правильно называет все слова в сослагательном наклонении;
- подбирает два слова;
- называет только одно слово.
Скажи зайчику, чтобы он попрыгал, спрятался, потанцевал.
- Правильно называет слова в повелительном наклонении;
- подбирает два слова.
- Скажи, кто детеныш у зайца? (Зайчонок.) Детеныши? (Зайчата.) У зайца много... (зайчат).
Аналогичные вопросы задаются про других животных: «У лисы..., волка..., медведя, ежа...».
 ребенок называет всех детенышей в правильной грамматической форме;
 называет правильно только одну форму;
 не выполняет задание.
Назови детенышей собаки, коровы, лошади, овцы (собака — щенок — щенки, много щенят; корова — теленок — телята —
двое телят; лошадь — жеребенок
- жеребята — много жеребят; овца — ягненок — ягнята — много ягнят).
- ребенок называет все слова правильно;
- называет два-три слова;
- говорит одно слово.
Где живут звери? (В лесу.) Какие слова можно образовать со словом лес? (Лесной, лесник, лесок, лесочек, лесничий,
лесовик, луковичек).
- называет более двух слов;
- называет два слова;
- повторяет заданное слово.
Что называют, словом игла! Какие иглы ты еще знаешь?

Ребенок называет иглы у елки, ежа, у сосны, швейную и медицинскую иглу; называет только одно значение этого слова;
повторяет слово за взрослым.
Какая игла у ежа? (Острая.) Про что мы говорим: острый, острая, острые? Ребенок называет несколько предметов (острый
нож, острая пила, острые ножницы).
-Правильно подбирает два слова;
-называет одно слово.
Что можно делать иглой? Для чего она нужна?
-Ребенок называет разные действия (шить, вышивать; уколоться);
-называет два действия (накалывать грибы, шить);
-называет одно действие (шить).
Составь предложение со словом игла.
-Ребенок составляет сложное предложение (Игла нужна, чтобы шить);
-составляет простое предложение (Иглой делают укол);
-называет одно слово.
Взрослый говорит, что дети из другого детского сада сказали так: «Папа, иди шепотом», «Мамочка, я тебя громко люблю»,
«Я ботинки наизнанку надел». Можно ли так сказать? Как сказать правильно?
- ребенок правильно исправляет все предложения (Папа, иди тихо. Мамочка, я тебя сильно люблю. Я надел ботинки не на
ту ногу);
- правильно исправляет два предложения;
- повторяет предложения без изменения.
Серия заданий (звуковая культура речи)
1. В названии, каких животных слышится звук л? (Лошадь, волк, слон, белка); звук ль? (Лев, лиса, леопард.)
2. В названии, каких животных слышится звук р? (Тигр, корова, баран, жираф.) Звук рь! (Черепаха, курица.)
3. Назови слова, в которых есть звуки с и ш. (Старушка, Саша, сушка.) Звуки ж из? (Железо.)
 Ребенок различает твердые и мягкие звуки, дифференцирует шипящие звуки;
 называет более двух слов;
 называет одно слово.
4. Дается скороговорка, которую надо произнести быстро — медленно, тихо — громко — шепотом. «Тридцать три
вагона в ряд тараторят, тарахтят» (или любую другую).
 Ребенок говорит отчетливо, меняет темп речи, регулирует силу голоса;

недостаточно четко произносит;
не владеет умением замедлять, убыстрять темп.
5. Произнеси фразу «Я пойду в школу» так, чтобы мы услышали, что это тебя радует, удивляет или ты об этом
спрашиваешь.
 Ребенок передает заданные интонации;
 передает только вопросительную интонацию;
 повторяет повествовательную интонацию.
6. Придумай окончание фразы, чтобы получилось складно: «Ежик-ежик, где гулял? (Я грибочки собирал.) Ежикежик, где ты был? (Я все по лесу бродил)».
 Ребенок ритмично заканчивает фразу;
 отвечает, нарушая ритм;
 говорит одно слово.
серия заданий (связная речь)



7. Воспитатель предлагает ребенку описать ежа (по картинке).
 Ребенок составляет описание, в котором присутствуют три структуры части: начало, середина, конец. (Это ежик.
Он коричневый, колючий. На спине у ежа острые иголки. Они нужны ежу, чтобы накалывать грибы и ягоды. Ежик
заботится о своих ежатах);
 рассказывает, опуская начало (или конец);
 перечисляет отдельные качества.
8. Воспитатель предлагает серию картинок (3—4), объединенных сюжетом, предлагает ребенку разложить их в
последовательности и составить рассказ.
 Ребенок раскладывает картинки в правильной последовательности, составляет связный рассказ;
 рассказывает с помощью взрослого;
 перечисляет нарисованное на картинках.
9. Воспитатель предлагает ребенку составить рассказ (сказку) на самостоятельно выбранную тему.
 Ребенок придумывает рассказ (сказку), дает свое название;
 составляет рассказ с помощью взрослого;
 не справляется с заданием.

Развитие связной речи оценивается, помимо указанных выше общих показателей, по специальным критериям, которые
характеризуют основные качества связного высказывания (описания, рассказа по серии сюжетных картин или на
самостоятельно выбранную тему). Напомним эти показатели:
Содержательность (в повествовании — умение придумать интересный сюжет, развернуть его в логической
последовательности; в описании — раскрытие микротем, признаков и действий). Если ребенок придумывает интересный
сюжет, он получает 3 балла; если сюжет заимствован — 2 балла; если идет перечисление признаков — 1 балл.
Композиция высказывания: наличие трех структурных частей (начала, середины, конца), выстраивание сюжета в логической
последовательности — 3 балла; наличие двух структурных частей (начала и середины, середины и конца), частичное
нарушение логики изложения — 2 балла; отсутствие начала и конца — 1 балл.
Грамматическая правильность построения простых и сложных предложений, правильное согласование слов в слово
сочетаниях и предложениях — 3 балла; использование только простых предложений — 2 балла; однотипные конструкции
(назывные предложения) — 1 балл.
Разнообразные способы связей между предложениями — 3 балла; использование способов формально-сочинительной связи
(через союзы а, и, наречие потом) — 2 балла; неумение связывать между собой предложения — 1 балл.
Разнообразие лексических средств (использование разных частей речи, образных слов — определений, сравнений,
синонимов, антонимов) — 3 балла; некоторое нарушение точности словоупотребления — 2 балла; однообразие лексики,
повторение одних и тех же слов — 1 балл.
Звуковое оформление высказывания (плавность, интонационная выразительность, изложение в умеренном темпе) — 3
балла; прерывистое изложение, незначительные заминки и паузы — 2 балла; монотонное, невыразительное изложение — 1
балл.
Оценку выполнения всех заданий воспитатель дает, подсчитав общее количество баллов.
Список использованной литературы

1.
2.
3.
4.
5.

Книга с одним автором:
Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. — М., 2013 г. 45 с.
Ушакова О.С. Занятия по развитию речи в детском саду. / Под ред.— 2015 г. 157 с.
Ушакова О.С. Развитие речи дошкольника: Сб. научных. трудов. / Под ред.
- М., 2014 г. 93 с.
Тихеева Е.И. Развитие речи детей. — М., 2014 г. 28 с.
Ушакова. О. С. «Развитие речи детей 5-7 лет». ТЦ Сфера 2017 г.

6. Ушакова. О. С. «Развитие речи детей 3-5 лет». ТЦ Сфера 2017 г.
7. Ушакова. О.С. Развитие речи и творчества дошкольников. ТЦ Сфера
2017г. 111 с.
Книга с двумя авторами:
8. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. — М., 2016 г. 97с.
9. Ушакова О.С. Струнина Е.М., Развитие речи детей дошкольного возраста Учеб. -метод. пособие для воспитателей
дошкольных образовательных учреждений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2014. 160 с.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».