Включение семьи в образовательное пространство ДОУ
30.09.2022
Функции семьи, воспитывающей ребенка с инвалидностью.
1. Абилитационно-реабилитационная,
сущность которой состоит в восстановлении психофизического и социального
статуса нетипичного ребенка, включении его в социальную среду, в приобщении к
нормальной жизни и труду в пределах его возможностей.
2. Корригирующая, которая направлена на
исправление, ослабление или сглаживание недостатков психофизического развития
детей с ограниченными возможностями.
3. Компенсирующая, направленная на
замещение, перестройку нарушенных или недосформированных функций организма, на
его приспособление к негативным условиям жизнедеятельности и попытку заменить
пораженные, вышедшие из строя или непродуктивно работающие структуры
относительно сохранными, компенсаторными механизмами.
Для формирования
доброжелательного отношения к семьям, имеющих в составе инвалидов, в ДОУ
поставлены следующие задачи:
- сформировать мотивацию к активному участию родителей в жизни своего
ребенка, его развитии, обучении и воспитании;
- научить эффективным способам взаимодействия с ребенком;
- вооружить необходимыми знаниями и умениями в области педагогики и
психологии развития детей инвалидов дошкольного возраста;
- обучить навыкам коррекционно-развивающей работы в домашних условиях;
- сформировать адекватную самооценку.
В практической работе можно выделить основные направления по
психолого-педагогическому сопровождению детей инвалидов:
1. Обогащение эмоциональной сферы ребенка положительными эмоциями.
2. Развитие дружеских взаимоотношений через игру, общение детей в повседневной
жизни.
3. Коррекция эмоциональных трудностей детей (тревожность, страхи,
агрессивность, низкая самооценка).
4. Обучение детей способам выражения эмоций, выразительным движениям.
5. Расширение знаний педагогов ДОУ о различных вариантах эмоционального
развития детей, о возможностях преодоления эмоциональных трудностей
дошкольников.
6. Формирование навыков правильного реагирования родителей на различные
эмоциональные проявления детей в практическом игровом тренинге.
Используются такие активные формы и методы работы с родителями:
·
общение и групповые родительские собрания;
·
индивидуальные консультации по запросам
родителей;
·
занятия с участием родителей;
·
совместная подготовка и проведение
утренников;
·
выставка детских работ;
·
беседы с детьми и родителями;
·
семинар – практикум;
·
психолого - педагогический практикум
Ребенок-инвалид начинает свой
жизненный путь в семье, для него семья целый мир, все общество и каким образом
семья относится к ребенку, который в ней растет, таким и будет воспринимать
себя сам маленький человечек. Если семья относится к ребенку с уважением, любит
его, не считает обузой, помогает развиваться, то ребенок вырастает уверенным в
себе, потому что принимает себя таким, какой он есть. Если родитель принимает
своего ребенка, то и общество будет принимать его. Только если «особые» люди
научатся уважать себя, отстаивать свои права (самостоятельно или при поддержке
своей семьи), общество не сможет обижать или игнорировать их.