Толерантность – главный принцип инклюзивного образования
02.09.2022
К сожалению, в нашей стране не достаточно развита сеть
специальных (коррекционных) дошкольных образовательных учреждений,
предназначенных для обучения различных категорий детей с ограниченными
возможностями здоровья.
Однако в настоящее время в Концепции модернизации российского образования
отмечается, что "дети с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ)
должны обеспечиваться психолого-педагогическим сопровождением и специальными
условиями для обучения и воспитания в дошкольном учреждении.
Право ребенка с ОВЗ на получение образования в МБДОУ ГДС
«Алёнушка» реализовано путем организации коррекционной и инклюзивной практики (обучение
и воспитание их с нормально развивающимися сверстниками).
В связи с этим, одной из центральных задач в развитии ДОУ по отношению к детям
с особыми потребностями является формирование у педагогов, специалистов,
родителей ТОЛЕРАНТНОСТИ.
Процесс формирования толерантного отношения участников образовательного
процесса к детям с особыми нуждами осуществляется с одной стороны руководителем
образовательного учреждения (далее - ОУ) а с другой - специалистами и
педагогами.
Усилия администрации и педагогического коллектива ОУ, осуществляющего
интегрированное обучение, должны быть направлены на преодоление отрицательных
социальных установок и стереотипов по отношению к детям с ОВЗ.
Важное место в реализации работы по формированию толерантного отношения к
лицам, имеющим нарушения в развитии, отводится в первую очередь специалистам
психологической службы, которые работают в тесном взаимодействии с педагогами
ОУ и логопедами.
Основной целью совместной деятельности является выявление, устранение и
предотвращение дисбаланса между процессами обучения и развития детей с ОВЗ и их
индивидуальными возможностями, создание условий для социально-психологической
адаптации. Условием реализации потенциальных возможностей детей является
создание для каждого ребёнка с ОВЗ благоприятной социально-психологической
обстановки доверия и доброжелательности.
В рамках работы, по
формированию толерантного отношения к детям с ОВЗ, педагог-психолог ДОУ
Косивцева Е.В. осуществляет следующие виды деятельности:
1. Диагностику:
оценка РППС для организации оптимальных условий обучения, развития и воспитания
ребенка с ОВЗ, изучение особенностей когнитивной, эмоционально-волевой,
коммуникативно-поведенческой и личностной сфер ребенка с отклонениями в
развитии.
2. Консультирование:
психологическое просвещение воспитателей, консультирование и оказание помощи им
в реализации индивидуальных развивающих программ, адаптированных для детей с
ОВЗ, формирование адекватного воспитательного подхода к ребенку с ОВЗ,
улучшение эмоционального контакта с ним, соотнесение возможностей ребенка с
требованиями воспитательно - образовательного процесса.
3. Коррекцию:
проведение занятий по коррекции эмоционально-волевых,
коммуникативно-поведенческих и личностных нарушений, выявленных у «особых»
детей;
разработка методических рекомендаций, направленных на коррекцию выявленных
нарушений у детей с последующим ознакомлением воспитателей с анализом
полученных данных.
Психолог образовательного учреждения объединяет в своей деятельности три
функциональные нагрузки и работает с тремя субъектами: детьми, педагогами,
родителями.
Взаимодействие педагога-психолога с педагогами.
В тесной связи с психологической службой находится логопед, осуществляющий
работу по внедрению индивидуальных развивающих программ у детей с ОВЗ с
нарушениями речевого развития.
Совместным видом деятельности с другими специалистами является проведение ППк, где тщательно отслеживается динамика
развития детей и даются рекомендации по дальнейшему образовательному маршруту.
В среде толерантного отношения к детям с ОВЗ при коррекционно-развивающей
работе логопедом поэтапно решается ряд основных задач:
знакомство воспитателей и родителей с особенностями развития,
своеобразием детей-инвалидов и детей с отклонениями в речевом развитии методами
работы с ними;
проведение, семинаров, "круглых столов",
направленных на формирование толерантной культуры личности;
формирование жизненно значимого опыта и целенаправленное
развитие у детей с ОВЗ когнитивных, речевых, моторных, социальных способностей.
При повседневной работе
логопед ДОУ особое значение отводит:
формированию у дошкольников эмпатии (понимания);
умению конструктивно строить общение с детьми, имеющими ярко
выраженные речевые нарушения;
развитию чувства ответственности за себя и свои поступки;
В рамках работы ДОУ педагогами проводятся различные
мероприятия, приуроченные ко дню инвалида, а именно, тематические конкурсы
рисунков, спортивные соревнования с участием детей с ОВЗ.
С практической точки зрения проблема формирования
толерантного отношения к детям с ОВЗ в условиях инклюзивного образования в ДОУ заслуживает
особого внимания со стороны общества по переосмыслению подходов к обучению,
воспитанию и развитию данной категории детей. Взаимодействие детей «нормы» и детей
с ОВЗ обеспечивает преимущество как для первых, так и для последних. Однако
существуют и отрицательные моменты, такие как: срыв непосредственной
образовательной деятельности в связи с приступами агрессии и неадекватным поведением
ребенка с ОВЗ, сокращение времени на индивидуальную работу и взаимодействие со
здоровыми детьми и др.
Для реализации процесса успешного формирования толерантного отношения к детям с
ОВЗ в рамках инклюзивного образования в ДОУ появилась необходимость в решении
следующих задач:
- изучение особенностей формирования толерантности у детей с нормальным
развитием;
- выявление особенностей развития толерантности у детей с ограниченными
возможностями здоровья;
- определение психолого-педагогических условий, методов и средств, необходимых
для формирования толерантности у детей в условиях инклюзивного образования;
- разработка и апробация психолого-педагогических программ,
способствующих формированию толерантности у детей в рамках инклюзивного
образования. Для реализации этого вопроса важно сформировать у них потребность
в повышении психолого-педагогической компетентности и восполнить недостаток знаний и отсутствие
опыта контактов с данной категорией детей, а также в корне изменить свое
восприятие к детям с ОВЗ.