Толерантность – главный принцип инклюзивного образования

02.09.2022

К сожалению, в нашей стране не достаточно развита сеть специальных (коррекционных) дошкольных образовательных учреждений, предназначенных для обучения различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья.
Однако в настоящее время в Концепции модернизации российского образования отмечается, что "дети с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) должны обеспечиваться психолого-педагогическим сопровождением и специальными условиями для обучения и воспитания в дошкольном учреждении.

Право ребенка с ОВЗ на получение образования в МБДОУ ГДС «Алёнушка» реализовано путем организации коррекционной и инклюзивной практики (обучение и воспитание их с нормально развивающимися сверстниками).
В связи с этим, одной из центральных задач в развитии ДОУ по отношению к детям с особыми потребностями является формирование у педагогов, специалистов, родителей ТОЛЕРАНТНОСТИ.
Процесс формирования толерантного отношения участников образовательного процесса к детям с особыми нуждами осуществляется с одной стороны руководителем образовательного учреждения (далее - ОУ) а с другой - специалистами и педагогами.
Усилия администрации и педагогического коллектива ОУ, осуществляющего интегрированное обучение, должны быть направлены на преодоление отрицательных социальных установок и стереотипов по отношению к детям с ОВЗ.
Важное место в реализации работы по формированию толерантного отношения к лицам, имеющим нарушения в развитии, отводится в первую очередь специалистам психологической службы, которые работают в тесном взаимодействии с педагогами ОУ и логопедами.
Основной целью совместной деятельности является выявление, устранение и предотвращение дисбаланса между процессами обучения и развития детей с ОВЗ и их индивидуальными возможностями, создание условий для социально-психологической адаптации. Условием реализации потенциальных возможностей детей является создание для каждого ребёнка с ОВЗ благоприятной социально-психологической обстановки доверия и доброжелательности.

  В рамках работы, по формированию толерантного отношения к детям с ОВЗ, педагог-психолог ДОУ Косивцева Е.В. осуществляет следующие виды деятельности:
1. Диагностику:
оценка РППС для организации оптимальных условий обучения, развития и воспитания ребенка с ОВЗ, изучение особенностей когнитивной, эмоционально-волевой, коммуникативно-поведенческой и личностной сфер ребенка с отклонениями в развитии.
2. Консультирование:
психологическое просвещение воспитателей, консультирование и оказание помощи им в реализации индивидуальных развивающих программ, адаптированных для детей с ОВЗ, формирование адекватного воспитательного подхода к ребенку с ОВЗ, улучшение эмоционального контакта с ним, соотнесение возможностей ребенка с требованиями воспитательно - образовательного процесса.
3. Коррекцию:
проведение занятий по коррекции эмоционально-волевых, коммуникативно-поведенческих и личностных нарушений, выявленных у «особых» детей;
разработка методических рекомендаций, направленных на коррекцию выявленных нарушений у детей с последующим ознакомлением воспитателей с анализом полученных данных.
Психолог образовательного учреждения объединяет в своей деятельности три функциональные нагрузки и работает с тремя субъектами: детьми, педагогами, родителями.
Взаимодействие педагога-психолога с педагогами.
В тесной связи с психологической службой находится логопед, осуществляющий работу по внедрению индивидуальных развивающих программ у детей с ОВЗ с нарушениями речевого развития.
Совместным видом деятельности с другими специалистами является проведение  ППк, где тщательно отслеживается динамика развития детей и даются рекомендации по дальнейшему образовательному маршруту.
В среде толерантного отношения к детям с ОВЗ при коррекционно-развивающей работе логопедом поэтапно решается ряд основных задач:

знакомство воспитателей и родителей с особенностями развития, своеобразием детей-инвалидов и детей с отклонениями в речевом развитии методами работы с ними;

проведение, семинаров, "круглых столов", направленных на формирование толерантной культуры личности;

формирование жизненно значимого опыта и целенаправленное развитие у детей с ОВЗ когнитивных, речевых, моторных, социальных способностей.

При повседневной работе  логопед ДОУ особое значение отводит:

формированию у дошкольников эмпатии (понимания);Хочу такой сайт

умению конструктивно строить общение с детьми, имеющими ярко выраженные речевые нарушения;

развитию чувства ответственности за себя и свои поступки;

В рамках работы ДОУ педагогами проводятся различные мероприятия, приуроченные ко дню инвалида, а именно, тематические конкурсы рисунков, спортивные соревнования с участием детей с ОВЗ. 

С практической точки зрения проблема формирования толерантного отношения к детям с ОВЗ в условиях инклюзивного образования в ДОУ заслуживает особого внимания со стороны общества по переосмыслению подходов к обучению, воспитанию и развитию данной категории детей. Взаимодействие детей «нормы» и детей с ОВЗ обеспечивает преимущество как для первых, так и для последних. Однако существуют и отрицательные моменты, такие как: срыв непосредственной образовательной деятельности в связи с приступами агрессии и неадекватным  поведением ребенка с ОВЗ, сокращение времени на индивидуальную работу и взаимодействие со здоровыми  детьми и др.
Для реализации процесса успешного формирования толерантного отношения к детям с ОВЗ в рамках инклюзивного образования в ДОУ появилась необходимость в решении следующих задач:
- изучение особенностей формирования толерантности у детей с нормальным развитием;
- выявление особенностей развития толерантности у детей с ограниченными возможностями здоровья;
- определение психолого-педагогических условий, методов и средств, необходимых для формирования толерантности у детей в условиях инклюзивного образования;

- разработка и апробация психолого-педагогических программ, способствующих формированию толерантности у детей в рамках инклюзивного образования. Для реализации этого вопроса важно сформировать у них потребность в повышении психолого-педагогической компетентности и  восполнить недостаток знаний и отсутствие опыта контактов с данной категорией детей, а также в корне изменить свое восприятие к детям с ОВЗ.

 

 

 

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».