Что такое логопедическая ритмика?
18.10.2021
Психологи и
лингвисты считают, что в раннем детстве темпы речевого развития значительно
выше, чем в последующие годы жизни. Если к концу первого года жизни словарь
ребенка составляет в норме 8-10 слов, то в три года – до 1 тысячи слов.
На
третьем году жизни ребенка речь становится доминирующей линией развития. Быстро
пополняется словарь, качественно улучшается умение строить предложения,
совершенствуется звуковая сторона речи. Речь служит средством общения и
саморегуляции поведения. Вот почему так важно мотивировать ребенка к
использованию речи, играя с ним, общаясь, рассказывая сказки и проводя занятия
по логоритмике. Логоритмика - это форма активной
терапии, целью которой является преодоление речевых нарушений путем развития
двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой.
Почему
– логоритмика ? Все, окружающее нас живет по законам ритма. Смена времен года,
день и ночь, сердечный ритм и многое другое подчинено определенному ритму.
Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. Поэтому с
самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в
доступной для дошкольников форме – ритмических упражнениях и играх.
Логоритмические
занятия – это методика, опирающаяся на связь слова, музыки и движения и
включают в себя пальчиковые, речевые, музыкально-двигательные и коммуникативные
игры. Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием
одного из них.
На
занятиях соблюдаются основные педагогические принципы – последовательность,
постепенное усложнение и повторяемость материала, отрабатывается ритмическая
структура слова, и четкое произношение доступных по возрасту звуков,
обогащается словарь детей.
В системе
логоритмической работы с детьми дошкольного возраста можно выделить два
направления: воздействие на неречевые и на речевые процессы.
Основными
задачами логоритмического воздействия являются:
•
развитие слухового внимания и фонематического слуха;
• развитие
музыкального, звукового, тембрового, динамического слуха, чувства ритма,
певческого диапазона голоса;
•
развитие общей и тонкой моторики, кинестетических ощущений, мимики,
пантомимики, пространственных организаций движений;
•
воспитание умения перевоплощаться, выразительности и грации движений, умения
определять характер музыки, согласовывать ее с движениями;
•
воспитание переключаемости с одного поля деятельности на другое;
•
развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков, физиологического
и фонационного дыхания;
•
формирование и закрепление навыка правильного употребления звуков в различных
формах и видах речи, во всех ситуациях общения, воспитание связи между звуком и
его музыкальным образом, буквенным обозначением;
• формирование,
развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательной координации;
К
проведению логоритмического занятия, как и к любому другому, предъявляются
определенные требования.
•
Занятия по логоритмике проводит логопед совместно с музыкальным руководителем 1
раз в неделю (желательно во 2-ой половине дня).
•
Занятия целесообразно проводить фронтально продолжительностью от 20 до 35 минут
в зависимости от возраста детей.
•
Занятия логоритмики составляются с опорой на лексические темы.
•
Содержание двигательного и речевого материала варьируется в зависимости от
уровня сформированности моторных и речевых навыков.
•
Каждое занятие представляет собой тематическую и игровую целостность.
• В
сюжете занятий используются рассказы и сказки русских и зарубежных писателей,
русские народные сказки, которые подбираются в соответствии с возрастом детей и
позволяют решать коррекционные задачи в игровой форме.
Логоритмическое
занятие включает в себя следующие элементы:
•
Пальчиковая гимнастика, упражнения на развитие мелкой моторики
• Игра
на музыкальных инструментах
• Логопедическая
(артикуляторная гимнастика)
•
Самомассаж
•
Вокальные упражнения
•
Чистоговорки, фонопедические упражнения
•
Игры, танцы
•
Упражнения на развитие общей моторики.
•
Дыхательные упражнения
Самое
важное в проведении занятий по логоритмике – это координированная работа всех
этих составляющих. Только тогда речь будет красивой, звучной и выразительной.
Еще один плюс занятий по логоритмике, это то, что они групповые. Это помогает
ребенку научиться работать в детском коллективе, находить с ним общий язык и
учиться с ним активно взаимодействовать.
Одно
из необходимых условий для получения хороших результатов - взаимодействие всех
педагогов и родителей. Песенный и танцевальный репертуар разучивается на
музыкальных занятиях. Чистоговорки, пальчиковые игры, динамические паузы
воспитатель, дефектолог и психолог могут использовать на своих занятиях. Эти же
упражнения и игры можно рекомендовать родителям в качестве рекомендаций для
закрепления дома.
Логопедическая
ритмика полезна всем детям, имеющим проблемы становления речевой функции, в том
числе, задержки речевого развития, нарушения звукопроизношения, заикание и др.
Очень важна логопедическая ритмика для детей с так называемым речевым
негативизмом, так как занятия создают положительный эмоциональный настрой к
речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений и т.д. Поэтому логоритмика
становится мощным средством для речевого
развития малышей!
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 09.04.2023
Дата обновления: 10.04.2023
Дата публикации: 18.10.2021