«Детские страхи: причины и последствия»
12.09.2022
Сложно найти человека,
который никогда бы не испытывал страха. Обеспокоенность, тревога, страх –это
часть нашей психологической жизни, как и радость, восхищение, гнев, удивление,
печаль.
Эмоция страха возникает
в ответ на действие угрожающего характера и подразумевает переживание
какой-либо реальной или воображаемой опасности.
Несмотря на общую негативную окраску,
страх выполняет в психической жизни ребенка важные функции:
- Страх – это своеобразное средство
познания окружающей действительности, что приводит к более критическому и
избирательному отношению к ней и, таким образом, может выполнять определенную
обучающую роль в процессе формирования личности;
- Как реакция на угрозу страх позволяет
предупредить встречу с ней, играя защитную адаптивную роль в системе
психической саморегуляции.
Причинами
страха могут быть события, условия и ситуации, являющиеся началом опасности.
Страх может иметь своим предметом какого-либо человека или объект, которые иногда
с ним не связаны и расцениваются как беспредметные. Может вызываться
страданием, если в детстве сформировались связи между этими чувствами.
В период с 2 до 3 лет
ребенок боится боли, высоты, гигантских животных. После 3 лет он боится
темноты, воображаемых существ. Страх темноты совпадает по времени с развитием
воображения ребенка. Иногда ребенок не может отделить реальность от вымысла,
переполненная страхом перед Бабой Ягой и Кощеем, Хаги-ваги, Сереноголовым и др.,
как символами зла и жестокости. С 6-7 лет дети могут бояться огня, пожара, катастроф.
Самым распространенным страхом после 7 лет исследователи считают страх смерти:
дети сами боятся умереть или потерять родителей.
Такие детские страхи
довольно распространены. Их источник – взрослые, окружающие ребенка, которые
непроизвольно «заражают» ребенка страхом, тем, что слишком настойчиво,
подчеркнуто эмоционально указывают на наличие опасности. В результате ребенок
воспринимает только вторую часть фраз: «Не ходи – упадешь», «Не бери –
обожжешься», «Не гладь – укусит». Ребенку пока еще не ясно, чем ему это грозит,
но он уже распознает сигнал тревоги и переживает страх.
В проблеме профилактики
детских страхов важны следующие моменты:
- Детей ни в коем случае нельзя пугать –
ни дядей, ни волком, ни лесом – стремясь воспитать их послушными. Ребенку,
согласно его психического развития следует указывать на реальную опасность, но
никогда не запугивать придуманными коллизиями.
- Взрослые никогда не должны стыдить ребенка за
страх, который он испытывает. Насмешки над боязливостью ребенка можно
расценивать как жестокость.
- Ребенка никогда не следует оставлять
одного в незнакомом для него окружении, в ситуации, когда возможны различные
неожиданности.
Эффективные методы и приемы предупреждения
и преодоления детских страхов:
1. Повышение общего уровня эмоциональных
переживаний ребенка (достижения комфортности в общении, в ожидании новой игры,
максимальное развертывание критериев оценки и похвалы). При этом большое
внимание уделяется в детском коллективе атмосфере принятия, безопасности, чтобы
ребенок чувствовал, что его ценят несмотря на успехи.
2. Метод последовательной
десенсибилизации, суть которого заключается в том, что ребенка помещают в
ситуации, связанные с моментами, которые вызывают у него тревогу и страх.
3. Метод «реагирования» страха, тревоги,
напряжения, которая осуществляется с помощью игры-драматизации, где дети с
помощью кукол изображают ситуацию, связанную со страхом.
4. Манипулирование предметом страха
(приемы «рисование страхов», «рассказы о страхах») в ходе этой работы ситуации
и предметы страха изображаются карикатурно.
5. Эмоциональное переключение,
«эмоциональные качели» (ребенку предлагают изобразить смелого и труса, доброго
и злого и тому подобное.
6. Сказкотерапия (в игре ребенок
становится смелым героем сказки или мультфильма, предоставляет любимому герою
роль защитника).
Посмейтесь вместе с ребенком. Этот
способ предполагает наличие бурной фантазии у родителей. Если ваш ребенок
боится, например, грозы, постарайтесь придумать какую-нибудь историю
(обязательно страшную) из собственного детства о том, что вы и сами точно так
же боялись грозы, а потом перестали. Пусть сын или дочь посмеется с вас. Ведь
одновременно они смеются и над своим страхом, а значит, уже почти победили его.
Важно, чтобы малышу было понятно: «У мамы или папы были такие же страхи, а
потом они прошли, следовательно, это пройдет и у меня».
Играйте по ролям.
Игры по ролям хороши тем, что позволяют моделировать практически любую
ситуацию, которая вызывает у ребенка тревогу, и решить ее ненавязчиво в игре,
формируя таким образом в сознании ребенка опыт преодоления своего страха.
Несколько игр и упражнений на преодоление страха
и повышение уверенности в себе:
«Качели»
Участвуют как ребенок, так и взрослый.
Ребенок садится в позу «зародыша», поднимает колени и наклоняет к ним голову.
Ступни прижать к полу, руками обхватить колени, глаза закрыть. Взрослый
становится позади ребенка, кладет руки на плечи сидящему и медленно покачивает
его. Выполняется 2-3 минуты.
«Художники – натуралисты»
Большой лист белой бумаги, старые обои, положить
на газету. Перед участниками тарелочки с красками. Позвольте себе и ребенку
рисовать пальчиками, кулачками, ладошками, локтями, ногами, носками. Сюжет
рисунка может быть разный: «Падают листочки», «Следы невиданных зверей»,
«Сказочная страна» и т.д.
«Дизайнеры»
Тюбики губной помады (старые). Каждому
участнику разрешается подойти к любому участнику и «раскрасить» его лицо, руки,
ноги.
«Жмурки»
Водящему завязываются глаза – остальные
произносят звуки: «ку-ку», «ля-ля», «а вот и я». Поймав участника ведущий
отгадывает кто это, не снимая повязку.
Консультация для родителей: «Поговорим о
детских страхах»
детские страхи, коррекция детских страхов,
консультация детские страхи, проблема детских страховК практическим психологам
часто обращаются по поводу детских страхов. Страх является нормальной реакцией
человека в опасных ситуациях, но иногда страх может принимать невротическую
форму. В таком случае нужна не только психологическая помощь, но и определенная
лечебная программа. Однако предупредить такое положение возможно, если вовремя
обратить должное внимание на реакции ребенка.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 12.09.2022
Дата обновления: 12.09.2022
Дата публикации: 12.09.2022