Консультация для педагогов «Дыхательная гимнастика для часто болеющих детей».
14.04.2021
Консультация для педагогов:
«Дыхательная
гимнастика для часто болеющих детей».
Дыхание
- синоним жизни. Поэтому для человека важно не только дышать, но и не менее важно дышать правильно. От того, как человек дышит, зависит работа всех
систем органов. Частота, глубина вдохов и выдохов влияют на все функции организма человека, включая
и сознание.
Академик В.П. Петленко, подчеркивая
значение дыхания, приводит древнее изречение: "Ум
властелин чувств, а дыхание - властелин ума".
Большинство
дошкольников не умеют правильно дышать во время ходьбы, бега и выполнения
других физических упражнений. Многие дети плохо сочетают дыхание с движением. Неправильное
дыхание препятствует нормальному насыщению крови кислородом, приводит к
дисфункции обмена веществ, снижает общую физическую и умственную работоспособность, провоцируя быстрое утомление. Именно поэтому в профилактике многих заболеваний значительное внимание отводится
культуре дыхания. Дыхательные упражнения особенно необходимы для детей с ослабленным здоровьем. Нормализация дыхания в результате выполнения различных дыхательных гимнастик снижает
проявление многих патологических изменений в организме, поднимает общий жизненный тонус.
Особенно
благоприятны для органов дыхания быстрая и длительная ходьба, бег, ходьба на лыжах, катание на коньках, езда на велосипеде, плавание. Но даже при их систематичности не следует игнорировать
общее положительное развивающее и общеукрепляющее действие дыхательной
гимнастики.
Дыхание
осуществляется дыхательными центрами нервной системы и состоит из трех фаз:
выдоха, паузы и вдоха, которые непрерывно и ритмично следуют одна за другой.
Дыхательная пауза, следующая за выдохом, обеспечивает эффективный газообмен и
вентиляцию легких. Продолжительность пауз зависит от величины физической
нагрузки, состояния нервной системы.
«Перебор
дыхания» влечёт за собой резкий выдох – голос звучит прерывисто, форсированно.
Количество выдыхаемого воздуха не должно быть слишком большим. Необходимо
избегать задержек дыхания, которые приводят к кислородному «голоданию» и
повышенной утомляемости.
Обучение
детей правилам гигиены дыхания и навыкам его регуляции полезно и необходимо
начинать с дошкольного возраста и продолжать в школе, так как с дыханием
связаны: речь, движение, кровообращение, терморегуляция, обменные процессы в
тканях, активность нервной и иммунной систем, биологические ритмы организма.
Дыхательные упражнения развивают
продолжительный, равномерный выдох у
детей, формируют сильную воздушную струю
через рот. Вызывая положительные эмоции, такие упражнения
повышают интерес ребенка к дыхательной гимнастике,
которые к тому же способствуют развитию творческого
воображения и фантазии.
Рекомендуемые упражнения
«Часики». Встать прямо, ноги слегка
расставить, руки опустить.
Размахивая вперед и назад прямыми руками, произносить тик-так (6—7 раз).
«Дудочка». Сесть на стульчик, кисти рук сжать, как будто в руках дудочка, поднести к губам. Сделать медленно вдох с произнесением звука п-ф-ф-ф (4 раза).
«Петушок». Встать прямо, ноги слегка расставить, руки опустить. Поднять руки в стороны и вздохнуть, затем похлопать по бедрам со словами ку-ка-ре-ку — выдох (4 раза).
«Паровозик». Ходить по комнате, делая
попеременные движения руками и приговаривая чух-чух-чух (15—20 с).
«Веселый мячик». Встать прямо, ноги расставить.
Поднять руки с мячом к груди, вдохнуть и бросить мяч от
груди вперед со звуком у-х-х-х — выдохнуть, затем догнать мяч
(4—5 раз).
«Гуси». Медленно ходить по комнате. На
вдох поднимать руки в стороны, на выдох — опускать вниз с
произнесением длительного звука г-а-а-а (1 мин).
«Каша кипит». Сесть на стул. Одну руку
положить на живот, другую на грудь. Втянуть живот и
набрать воздух в грудь —
вдохнуть, опустить грудь (выдыхая воздух) и выпятить живот — выдохнуть. При
вдохе громко произносить ф-ф-ф (4 раза).
Упражнения
можно включить в комплекс утренней гимнастики,
разминки после сна, во время прогулки (не менее 2 раз в день).
Комплекс
оздоровительных упражнений для
горла.
«Лошадка». Цокать язычком, как лошадки, то
громче, то тише. Скорость движения лошадки то
увеличиваем, то снижаем (20—30 с).
«Ворона». Произнести протяжно ка-а-а-ар (5—6 раз), поворачивая голову
или поднимая ее. Громко каркала ворона и охрипла. Стала каркать беззвучно и с закрытым
ртом (6— 7 раз).
«Змеиный язычок». Длинный змеиный язычок пытается высунуться как можно
дальше и достать до подбородка (6 раз).
«Зевота». Расслабиться, опустить голову, широко раскрыть рот. Не закрывая
его, вслух произнести о-о-хо-хо-о-о-о, позевать (5—6 раз).
«Веселые плакальщики».
Имитировать плач, громкие всхлипывания
с шумным вдохом, без выдоха (30—40 с).
«Смешинка». Попала смешинка в рот, и
невозможно от нее
избавиться. Глаза прищурить, губы раздвинуть и произнести ха-ха-ха, хи-хи-хи.
Играйте на здоровье!
Звуковая
гимнастика для часто болеющих детей.
Часто болеющим детям просто необходимо освоить
правильное, глубокое дыхание. Этому учат специальные дыхательные упражнения –
они чрезвычайно просты, эффективны, и в то же время весьма увлекательны.
Лечебную физкультуру при острых заболеваниях верхних дыхательных путей
следует проводить в период выздоровления, а у хронически больных детей – в
периоды между заболеваниями. Приступая к дыхательной гимнастике, ребёнок должен
быть спокоен, так как в состоянии возбуждения невозможно регулировать дыхание.
У маленьких детей 2–3 лет углублённое дыхание достигается
массированием грудной клетки, пассивными движениями нижних конечностей, лёгкими
поколачивающими движениями по грудной клетке, выдуванием пузырей в бутылке с
водой, надуванием резиновых игрушек. Если нос заложен, то по назначению врача
перед процедурой в нос закапывают сосудосуживающие капли. Детей 2–6 лет учить
правильному дыханию можно с помощью надувания игрушек или игры в «бульканье».
Для этого берут бутылочку или миску и погружают в нее резиновую трубочку длиной
около 40 см с небольшим отверстием около 1 см в диаметре, другой конец ребёнок
берет в рот. Следите, чтобы ребёнок вдыхал носом (при этом вода не попадает в
рот), а выдыхал ртом (воздух выходит в бутылку с громким бульканьем).
Все упражнения проводятся в собственном дыхательном ритме, медленно.
Следите за вдохом и выдохом и компенсаторной паузой после выдоха.
Из специальных дыхательных упражнений, которые дают нам возможность
управлять глубиной, ритмом и силой дыхания, остановимся на звуковой гимнастике.
Она представляет собой дыхательные упражнения с удлинённым вдохом и
произнесением гласных («а», «е», «и», «о», «у»), согласных шипящих («ж», «з»,
«р», «с», «ш», «щ») звуков. Произнесение звука «а» улучшает вентиляцию верхушек
лёгких и тренирует дыхательные мышцы, звук «у» действует успокаивающе.
Употребление гласных «у», «о», «а», «е» и слов «глух» и «сух» (если их
произносить медленно и шёпотом) успокаивает верхние дыхательные пути, очищает
голосовые связки.
Сочетание гласных и согласных («бп», «дг», «кг», «кч»), применяемых в
звуковых упражнениях, способствует лучшему отхождению мокроты, расслабляет
мышцы горла.
Включение в звуковую гимнастику жужжащих и рычащих
звуков, произносимых громко, энергично, действует как вибрационный массаж,
расслабляет мышцы крупных и мелких бронхов.
Детям младшего
возраста предложите на выдохе произнести звуки, подражая паровозу («чух-чух»),
самолёту («у-у-у»), жужжанию жука («ж-ж-ж»), писку комара («пи-и-и»).
Произношение шипящих и свистящих звуков помогает удалить воздух из дыхательных
путей и, следовательно, предупреждает развитие эмфиземы.
Детям старшего возраста предложите следующее задание: произнести звук
«пф-ф-ф», при этом звук со значительной силой проталкивается через плотно
сжатые губы аналогично тому, когда мы дуем на воду, чай в блюдце. Такой «очистительный
выдох» следует выполнить один раз. За выдохом следуют пауза, вдох и очередная
пауза. Затем выполнить выдох, сопровождающийся приглушённым волнообразным
звуком «м-м-м», похожим на стон. При таком выдохе значительная часть воздуха
удаляется через рот, и лишь небольшое количество идёт через нос. Звук «м-м-м»
произносят протяжно, волнообразно, без напряжения, повторяют упражнение 5–7
раз.
В дальнейшем при проведении звуковой гимнастики каждый раз прибавляйте по
два новых упражнения, например, звукосочетания «брухх», «пррух», «зрухх»,
«жжрух». Продолжительность занятия составляет в начале пять, затем семь-десять
минут, их можно повторять дважды в день. При произнесении шипящих и свистящих
звуков рекомендуется вдыхать через нос, а выдыхать через рот и втягивать живот.
Если у ребёнка одышка, что свидетельствует о сужении бронхов, то во время
звуковой гимнастики помассируйте ему нижнюю часть груди (поверх одежды). Во
время очистительного выдоха «п-ф-ф», произносимого малышом, взрослый, находясь
сзади, плавно передвигает ладони своих рук по спине от поясничной области
кверху, слегка нажимая на нее, и к концу выдоха достигает середины боков с двух
сторон. Затем руки возвращаются в исходное положение. Такой массаж значительно
облегчает дыхание.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 14.04.2021
Дата обновления: 14.04.2021
Дата публикации: 14.04.2021