Тема опыта: Инновационные методы работы старшего воспитателя с педагогами ДОУ

05.10.2020

Тема опыта: Инновационные методы работы старшего воспитателя с педагогами ДОУ.

Автор опыта: Киселева И. В., старший воспитатель МБДОУ ГДС «Аленушка»

РАЗДЕЛ 1

ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ

Условия возникновения и становления опыта

Педагогический коллектив дошкольного учреждения состоит из 30 человек, с которыми была проведена предварительная диагностика с целью выявления возможностей и затруднений педагогов.

Уровень саморазвития педагогов изучался с помощью анкеты ("Факторы, стимулирующие развитие педагогов"), листа самооценки. Помимо данных методик проводился системный оперативный и тематический контроль с использованием самоанализа деятельности воспитателей.

В ходе диагностического обследования выявлено, что квалификационный уровень воспитателей недостаточно сформирован, так как в подборе содержания образовательного процесса педагоги часто придерживаются стереотипности в формах и способах его организации. Кроме того, выявлена низкая заинтересованность воспитателей в результатах собственной деятельности.

Для оценки образовательного процесса был проведен опрос родителей с целью установления обратной связи. Результаты опроса показали, что педагог, по мнению родителей, должен быть не только образованным (100%), любящим детей (100%), но и владеть инновационными технологиями (70%). 80% родителей отметили важность наличия квалификационной категории у воспитателя.

Проанализировав полученные данные диагностического обследования, была спланирована методическая работа, направленная на повышение профессионализма педагогов учреждения.

 

Актуальность опыта

 

Модернизация российского образования выдвигает новые задачи для создания условий качественного дошкольного образования. В результате содержание профессионально-педагогической деятельности педагогов дошкольных образовательных учреждений предполагает внедрения новых инновационных методов, востребованных в новых образовательных условиях. Эффективность образовательно-воспитательного пространства определяется во многом ведущей ролью старшего воспитателя ДОУ.

Как отмечают В.А. Сластенин, Л.С. Подымова способность создавать и реализовывать новое, - это ничто иное, как инновационный потенциал педагогического коллектива. В инновационном режиме содержание педагогической деятельности претерпевает изменения, приводящие к существенным отличиям от традиционной педагогической деятельности. Технологии педагогической работы усложняются, так как современные информационные технологии, требуют дополнительных знаний и умений от педагога. При инновационном подходе в ходе педагогического процесса центральной фигурой выступает ребенок с его активностью и изобретательностью. В традиционной педагогической деятельности центральное место отводилось педагогу. Недостатком традиционных форм работы (наряду с достоинствами) является то, что не все воспитатели выступают в роли активных участников. Устранению этого недостатка способствует деловая игра и другие инновационные формы работы с педагогическими кадрами.

Современные реалии таковы, что педагоги должны постоянно совершенствовать свою деятельность, развивать свои творческие способности, ибо только творческий подход дает возможность эффективно и интересно организовать педагогический процесс.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в определении наиболее эффективных инновационных методов работы с педагогами и повышение их профессиональной компетентности.

 

Длительность работы над опытом

 

Работа над опытом охватывает период с сентября 2018 года по май 2019 года.

1 этап: начальный (констатирующий) - сентябрь-ноябрь 2018 г.

2 этап: основной (формирующий) - декабрь 2018 г. - март 2019 г.

3 этап: заключительный (контрольный) - март 2019 г. - май 2019 г.

На констатирующем этапе проведено диагностическое обследование для выявления уровня профессиональной компетентности педагогов. Кроме того, на данном этапе проведен анализ методической и научной литературы по данной проблеме, изучение рекомендаций по рассматриваемому вопросу.

На основном этапе (формирующем) была разработана система работы с педагогами с применением инновационных методов.

На заключительном этапе была доказана эффективность разработанной системы.

 

Диапазон опыта.

Диапазон представленного опыта - система работы с педагогами по повышению их профессиональной компетентности.

 

Теоретическая база опыта

Анализ современных источников по проблеме применения инновационных методов старшим воспитателем показал, что в качестве основной цели деятельности старшего воспитателя в работе с педагогами ДОУ выступает: создание системы работы с педагогами, которая способна повысить их уровень профессиональной компетентности.

В качестве основных требований к современному педагогу выступает не только его профессиональная компетентность, но и креативность, а также готовность к использованию и созданию инноваций.

Уровень мастерства педагогов, причем постоянно повышающий, выступает одной из приоритетных направлений методической работы, занимающей значимое место в системе управления дошкольным образовательным учреждением. Методическая работа, ее содержание взаимосвязаны с результатами деятельности педагогов ДОУ и обеспечивают непрерывный процесс совершенствования каждого педагога.

Для организации эффективной деятельности педагогов ДОУ и оказания им эффективной методической помощи эффективны такие традиционные формы, как

-                   семинары-практикумы;

-                   творческие микрогруппы;

-                   повышение квалификации;

-                   работа в едином образовательном пространстве;

-                   эстафета передачи педагогического мастерства.

Стоит отметить, что традиционные формы работы при использовании инновационных дополняются новым содержанием и отказываться от них с внедрением новых форм не целесообразно. И те, и другие методы дополняют друг друга.

Методическая работа в каждом дошкольном образовательном учреждении строится на базе основной образовательной программы учреждения. Кроме того, учитывается план реализации региональной инновационной площадки.

При подведении итогов проводится анализ педагогической деятельности, в основе которой находится самооценка и самоанализ педагогов ДОУ, а также анализ педагогической деятельности с родителями и администрацией. Данные мероприятия позволяют выявить затруднения, проблемы, которые остались неразрешенными. Кроме того, намечаются перспективные направления работы для дальнейшей деятельности, отмечаются результаты, достигнутые в ходе образовательного процесса, квалификация и мастерство педагогов учреждения.

Инновационная методическая работа - это часть профессионально-управленческой, педагогической деятельности, а сами инновационные методы имеют практико-ориентированный характер, позволяют интегрировать в образовательный процесс результаты инновационного опыта, а также результаты новых научных исследований.

Инновационные методы работы с педагогами обладают отличительными особенностями:

-                   носят опережающий характер;

-                   обеспечение педагогов информацией об инновационных фактах;

-                   оснащение педагогов способами и средствами педагогической деятельности, создающими эффективное воздействие на личностное развитие воспитанников.

Работа с педагогами выделяется в отдельное направление и позволяет интегрировать повышение квалификации с помощью внедрения современных научных исследований и передового педагогического опыта.

Новизна опыта заключается в создании системы работы с педагогами с использованием инновационных методов.

 

РАЗДЕЛ 2

Технология описания опыта

Постановка цели и задач деятельности.

Цель: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов.

Для реализации поставленной цели были намечены следующие задачи:

-                   проанализировать уровень профессиональной подготовки педагогов ДОУ;

-                   создать мотивацию к профессиональному росту и саморазвитию;

-                   создать систему мероприятий по корректировки содержания и форм педагогического процесса.

Организация процесса взаимодействия старшего воспитателя и педагогов ДОУ.

Методической основой послужили источники К.Ю. Белой, Н.В. Елжовой, С.М. Оберемок, В.И. Савченко, Т.В. Хабаровой, А.Н. Чернышевой.

В процессе работы автор руководствовался следующими принципами:

индивидуальный подход;

системно - деятельностный подход.

Методическое сопровождение педагогов ДОУ осуществлялось в следующих направлениях (таблица 1):

Таблица 1

Основные направления работы с педагогами

направление

содержание

1

Диагностика компетентности

Наблюдение за деятельностью педагогов;

Тестирование и анкетирование;

Коллективные наблюдения;

Экспресс-опросники педагогов и родителей;

Самоанализ деятельности

2

Практическая

Индивидуальная консультативная помощь начинающим педагогам;

Проведение методических мероприятий (семинары, практикумы, мастер-классы)

3

Координационная

Контроль и оценка работы по обеспечению образовательного процесса и освоение воспитанниками программы, утвержденной в ДОУ

4

Организационная

Организация самообразования педагогов по выбранной методической теме;

Организация курсовой переподготовки;

Организация и подготовка педагогов к выступлениям на методических мероприятиях разного уровня с целью распространения педагогического опыта;

Организация взаимодействия педагогов с родителями воспитанников в вопросах участи в образовательном процессе

5

Мотивирующая

Стимулирование деятельности педагогов, поощрение за профессиональные успехи (грамоты, благодарности, премирование из стимулирующего фонда)

 

Результатом диагностического обследование выступило создание диагностических карт возможностей и затруднений педагогов (приложение 1).

Для контроля деятельности воспитателей использовались листы самооценки с выделением компонентов анализируемого явления (приложение 2).

Педагогическое наблюдение позволило определить уровень дидактической и методической подготовленности педагогов, их целеполагания в профессиональной деятельности, стиля общения с воспитанниками, умение организовывать образовательный процесс.

Для системного информативного сбора и обработки используемых методических разработок педагогам было предложено оформить портфолио педагога, отражающим всю информацию участия педагога в методической и инновационной работе на разных уровнях, повышение квалификации. Портфолио позволяет фиксировать наличие разного вида выступлений, проведение мероприятий, участие в различных конкурсах как воспитателей, так и воспитанников. Содержание паспорта позволяет систематизировать все сведения и качественно оформлять материалы для аттестации.

Для создания мотивации к профессиональному росту и саморазвитию педагогов ДОУ работа велась по следующим направлениям:

1) работа с начинающими педагогами - педагогическое сопровождение, регулярные занятия с целью формирования педагогической рефлексии и самоанализа;

2) организация курсовой подготовки, посещение мероприятий по обмену опытом;

3) использование интерактивных методов в коллективной работе с педагогами:

-                   проектная деятельность;

-                   мастер-классы;

-                   творческие мастерские;

-                   банк инновационных идей;

-                   педагогическая "копилка" мастерства;

-                   педагогический ринг;

-                   дебаты.

Все методы, означенные выше способствовали обновлению образовательного процесса, задавали благоприятные условия для самореализации каждого педагога.

Так педагогический ринг ориентировал педагогов на изучение новых разработок, исследований в сфере педагогики.

В качестве основных инновационных методов использовались следующие (см. таблицу 2)

Таблица 2

Инновационные методы работы с педагогами

Форма

характеристика

1

Коучинг-сессия ("Методический вояж", "Эффективные вопросы", "Возможности использования интерактивных средств в образовательном процессе в ДОУ", "Возможности без границ", "Креативные и инициативные"

Метод тренинга позволяет достичь осознания новых позитивно сформулированных результатов в профессиональной деятельности

2

Педагогический мастер-класс

Трансляция опыта, его активное обсуждение, творческое решение проблем, возникающих в ходе педагогической деятельности, присвоение опыта

3

Ярмарка педагогических идей

Представление образцов педагогической деятельности для публичной оценки и обсуждения, установление творческих контактов с коллегами

4

"Вечер вопросов и ответов"

Проводился раз в квартал, так как педагогам дается не менее месяца обдумать и представить вопросы наиболее актуальные в образовательном процессе за данный период. Все вечера классифицировались по темам, так как на некоторые вопросы педагоги сами могут найти ответ, а некоторые вопросы требуют разъяснения специалистов.

5

"Методический ринг" ("Развитие педагогического потенциала в свете современных инноваций", деловые игры   в форме мозгового штурма)

Совершенствовались профессиональные знания, развивались знания и умения по анализу собственной деятельности, приобретался опты коллективной работы, обобщались знания о средствах обучения и воспитания дошкольников

6

"Педагогический КВН"

Создавался благоприятный психологический климат в коллективе, активизировались имеющиеся теоретические знания и практические умения

7

"Методический мост"

Дискуссии, к котором привлекались педагоги других образовательных учреждений, руководители методических объединений, родители. В результате осуществлялся обмен педагогическим опытом, осуществлялось распространение инновационных форм обучения и воспитания

8

"Решение основных педагогических задач" (педагогические ситуации)

Знакомство с особенностями педагогического процесса, характером деятельности педагога и ребенка, изучение системы взаимоотношений "педагог-воспитанник", "педагог-родители", "родители-ребенок"

 

РАЗДЕЛ 3Хочу такой сайт

Результативность опыта

На сегодняшний день можно сказать, что у автора опыта сложилась определенная система в работе с педагогами по повышению у них профессиональной компетентности, уровня самообразования.  Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты:

-                   положительная мотивация педагогов к профессиональному росту отмечается в создании предметно-развивающей среды в группах (на 30%);

-                   рост активности в подготовке различных методических мероприятий (45%);

-                   курсовая подготовка за три года увеличилась на 100%;

-                   увеличились совместные разработки и реализации проектов с детьми (50%);

-                   количественное соотношение полученных квалификационных категорий у педагогов также претерпело изменение в сторону повышения (30%);

-                   мониторинг качества образования воспитанников показал позитивную динамику в освоении программы по всем ее разделам;

-                   удовлетворенность родителей работой учреждения повысилась, о чем показал опрос (87% удовлетворены деятельностью).

Систематизация мероприятий по работе с педагогами позволила изменить и усовершенствовать содержание образовательного процесса, а также планирование деятельности учреждения.

Повышение качества дошкольного образования находится в прямой зависимости от кадров. Важно отметить, что в современных условиях реформирования образования радикально меняется статус педагога, его образовательные функции, соответственно меняются требования к его профессионально-педагогической компетентности, к уровню его профессионализма. В настоящий момент мы отмечаем, что сегодня востребован педагог творческий, компетентный, способный к развитию умений мобилизовать свой личностный потенциал в современной системе воспитания и развития дошкольника.

 

 

Библиографический список

 

1.                Белая, К.Ю. Методическая деятельность в дошкольной организации / К.Ю. Белая. - М.: Сфера, 2014. - 128 с.

2.                Виноградова, Н.А., Микляева, Н.В., Родионова Ю.Н. Методическая работа в ДОУ. Эффективные формы и методы. - М: Сфера, 2008. - 188 с.

3.                Давыдова, О.И., Майер, А.А., Богославец, Л.Г. Интерактивные методы в организации педагогических советов в ДОУ. - СПб, 2008. – 170 с.

4.                Кораблева, С.В., Мифтахова, О.А. Организация работы старшего воспитателя с педагогами ДОО в режиме инновационной деятельности / С.В. Кораблева, О.А. Мифтахова // Народное образование. Педагогика. - 2015. - №2. - с. 23-26.

5.                Тимофеева, Л.Л., Майер, А.А. Повышение профессиональной компетентности педагога дошкольного образования. Выпуск 2. – М., 2013. – 96с.

6.                Шаманская, Н.К. Интерактивные методы / Н.К. Шаманская // Дошкольное воспитание. –2008. - №8. –с. 24-27.

                   

 

 

Приложение 1

Диагностическая карта возможностей и затруднений педагогов

МБДОУ ГДС «Аленушка»

Дата заполнения:

Воспитатель _____________________________________________________

 

Раздел деятельности

Имею опыт, могу поделиться

Имею недостаточный опыт, хочу научиться

Не имею опыта, хочу научиться

1

Знание ФГОС ДО

     

2

Знание образовательной программы ДОУ

     

3

Знание программы «Безопасность» и ее применение в работе с детьми

     

4     Работа с детьми по образовательным областям:

Физическое развитие

     

Познавательное развитие

     

Речевое развитие

     

Художественно-эстетическое развитие

     

Социально-коммуникативное развитие

     

5

Проведение мониторинга интегративных качеств дошкольников (диагностика знаний, умений и навыков детей)

     

6

Организация игровой деятельности

     

7

Закаливающие мероприятия

     

8

Организация оптимальной двигательной активности

     

9

Обеспечение безопасности жизнедеятельности

     

10

Работа по экологическому воспитанию детей, экспериментирование

     

11

Обучение грамоте

     

12

Развитие элементарных математических представлений

     

13

Развитие историко-географических представлений

     

14

Вопросы этики. Этикет

     

15

Театральная деятельность

     

16

Приобщение к национальным истокам

     

17

Приобщение к искусству. Музейная педагогика

     

18

Взаимоотношения детей и взрослых

     

19

Создание благоприятного микроклимата  в группе

     

20

Создание благоприятного микроклимата в коллективе

     

21

Создание развивающей среды в группе

     

22

Организация продуктивной деятельности, практического труда

     

23

Установление взаимоотношений с родителями воспитанников. Организация работы с родителями

     

24

Организация досуга с детьми

     

25

Планирование воспитательно-образовательной работы с детьми:

- совместная деятельность

     

- самостоятельная деятельность

     

26

Знание и проведение дидактических игр

     

27

Педагогика сотрудничества

     

28

Нравственное воспитание

     

29

Оказание первой медицинской помощи

     

30

Умение организовать детей перед деятельностью

     

31

Правовое воспитание дошкольников

     

32

Установление взаимоотношений с коллегами

     

33

Проведение прогулки. Разнообразие методов

     

34

Нетрадиционные формы работы с детьми

     

35

Изобразительная деятельность с детьми

     
                     

 


Приложение 2

Результаты анкетирования родителей

 

1. Считаете ли вы, что воспитательно-образовательный процесс в дошкольном образовательном учреждении организован в соответствии с вашими запросами?

2. Что вас не устраивает в воспитательно-образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения?

3. Соответствует ли материально-техническое оснащение ДОУ полноценному развитию ребенка?

4.. С удовольствием ли ваш ребенок идет утром в дошкольное образовательное учреждение?

5. Вспоминает ли вечером, в выходные дни о группе, других детях, воспитателях?

6. Оцените уровень качества санитарно – гигиенических условий, созданных в ГБДОУ (чистота помещений, мебели и др.):

   

7. Оцените уровень качества работы руководителей ГБДОУ с родителями (консультации, индивидуальные беседы, родительские собрания и др.):

8. Созданы ли в ГБДОУ условия, способствующие развитию способностей, склонностей Вашего ребенка:

9. Вы получаете информацию о жизни и об успехах ребенка в детском саду?  (информационный стенд, устные сообщения воспитателей и специалистов: медицинской сестры, учителя-логопеда, музыкального работника).   

Проанализировав анкеты, было выявлено, что большинство родителей (законных представителей) 87% удовлетворены как организован воспитательно-образовательный процесс в дошкольном образовательном учреждении, 2% согласны частично, но не пояснили почему. Тем более, что 100% родителей устраивает все.

Все родители считают, что для полноценного развития их детей учреждение оснащено всем и материально-техническая база соответствует требованиям.

Большинство родителей отметили, что их дети с удовольствием посещают детский сад, следовательно, поэтому они спокойно оставляют своего ребенка в нашем саду. Деятельность в саду очень насыщенная и интересная для детей, поэтому, как отмечают родители, дети дома охотно рассказывают, чем они занимались в течение дня в учреждении.

Качество педагогов и специалистов ДОУ родители оценивают высоко. Все родители едины во мнении, что информацию о жизни и об успехах ребенка в детском саду они получают в полном объеме. Для этого в учреждении имеются информационные стенды, которые постоянно обновляются. Помимо этого, ежедневно они беседуют с педагогами, которые оказывают полноценную и разнообразную помощь в вопросах воспитания детей.

Таким образом, результаты мониторинга позволяют сделать вывод, что система работы, созданная в дошкольном образовательном учреждении, удовлетворяет потребности и запросы родителей (законных представителей) воспитанников.

 

 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 05.10.2020

Дата обновления: 05.10.2020

Дата публикации: 05.10.2020

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».