Тема опыта: Инновационные методы работы старшего воспитателя с педагогами ДОУ
05.10.2020
Тема
опыта: Инновационные методы работы старшего воспитателя с
педагогами ДОУ.
Автор
опыта: Киселева И. В., старший воспитатель МБДОУ ГДС
«Аленушка»
РАЗДЕЛ 1
ИНФОРМАЦИЯ ОБ
ОПЫТЕ
Условия
возникновения и становления опыта
Педагогический
коллектив дошкольного учреждения состоит из 30 человек, с которыми была
проведена предварительная диагностика с целью выявления возможностей и
затруднений педагогов.
Уровень
саморазвития педагогов изучался с помощью анкеты ("Факторы, стимулирующие
развитие педагогов"), листа самооценки. Помимо данных методик проводился
системный оперативный и тематический контроль с использованием самоанализа
деятельности воспитателей.
В
ходе диагностического обследования выявлено, что квалификационный уровень
воспитателей недостаточно сформирован, так как в подборе содержания
образовательного процесса педагоги часто придерживаются стереотипности в формах
и способах его организации. Кроме того, выявлена низкая заинтересованность
воспитателей в результатах собственной деятельности.
Для
оценки образовательного процесса был проведен опрос родителей с целью
установления обратной связи. Результаты опроса показали, что педагог, по мнению
родителей, должен быть не только образованным (100%), любящим детей (100%), но
и владеть инновационными технологиями (70%). 80% родителей отметили важность
наличия квалификационной категории у воспитателя.
Проанализировав
полученные данные диагностического обследования, была спланирована методическая
работа, направленная на повышение профессионализма педагогов учреждения.
Актуальность
опыта
Модернизация
российского образования выдвигает новые задачи для создания условий
качественного дошкольного образования. В результате содержание
профессионально-педагогической деятельности педагогов дошкольных образовательных
учреждений предполагает внедрения новых инновационных методов, востребованных в
новых образовательных условиях. Эффективность образовательно-воспитательного
пространства определяется во многом ведущей ролью старшего воспитателя ДОУ.
Как
отмечают В.А. Сластенин, Л.С. Подымова способность создавать и реализовывать
новое, - это ничто иное, как инновационный потенциал педагогического
коллектива. В инновационном режиме содержание педагогической деятельности
претерпевает изменения, приводящие к существенным отличиям от традиционной
педагогической деятельности. Технологии педагогической работы усложняются, так
как современные информационные технологии, требуют дополнительных знаний и
умений от педагога. При инновационном подходе в ходе педагогического процесса
центральной фигурой выступает ребенок с его активностью и изобретательностью. В
традиционной педагогической деятельности центральное место отводилось педагогу.
Недостатком традиционных форм работы (наряду с достоинствами)
является то, что не все воспитатели выступают в роли активных участников.
Устранению этого недостатка способствует деловая игра и другие инновационные
формы работы с педагогическими кадрами.
Современные
реалии таковы, что педагоги должны постоянно совершенствовать свою деятельность,
развивать свои творческие способности, ибо только творческий подход дает
возможность эффективно и интересно организовать педагогический процесс.
Ведущая педагогическая идея опыта заключается
в определении наиболее эффективных инновационных методов работы с педагогами и
повышение их профессиональной компетентности.
Длительность работы над опытом
Работа
над опытом охватывает период с сентября 2018 года по май 2019 года.
1
этап: начальный (констатирующий) - сентябрь-ноябрь 2018 г.
2
этап: основной (формирующий) - декабрь 2018 г. - март 2019 г.
3
этап: заключительный (контрольный) - март 2019 г. - май 2019 г.
На
констатирующем этапе проведено диагностическое обследование для выявления
уровня профессиональной компетентности педагогов. Кроме того, на данном этапе
проведен анализ методической и научной литературы по данной проблеме, изучение
рекомендаций по рассматриваемому вопросу.
На
основном этапе (формирующем) была разработана система работы с педагогами с
применением инновационных методов.
На
заключительном этапе была доказана эффективность разработанной системы.
Диапазон опыта.
Диапазон
представленного опыта - система работы с педагогами по повышению их профессиональной
компетентности.
Теоретическая база опыта
Анализ
современных источников по проблеме применения инновационных методов старшим
воспитателем показал, что в качестве основной цели деятельности старшего
воспитателя в работе с педагогами ДОУ выступает: создание системы работы с
педагогами, которая способна повысить их уровень профессиональной
компетентности.
В
качестве основных требований к современному педагогу выступает не только его
профессиональная компетентность, но и креативность, а также готовность к
использованию и созданию инноваций.
Уровень
мастерства педагогов, причем постоянно повышающий, выступает одной из
приоритетных направлений методической работы, занимающей значимое место в
системе управления дошкольным образовательным учреждением. Методическая работа,
ее содержание взаимосвязаны с результатами деятельности педагогов ДОУ и
обеспечивают непрерывный процесс совершенствования каждого педагога.
Для
организации эффективной деятельности педагогов ДОУ и оказания им эффективной
методической помощи эффективны такие традиционные формы, как
-
семинары-практикумы;
-
творческие микрогруппы;
-
повышение квалификации;
-
работа в едином образовательном
пространстве;
-
эстафета передачи педагогического
мастерства.
Стоит
отметить, что традиционные формы работы при использовании инновационных
дополняются новым содержанием и отказываться от них с внедрением новых форм не
целесообразно. И те, и другие методы дополняют друг друга.
Методическая
работа в каждом дошкольном образовательном учреждении строится на базе основной
образовательной программы учреждения. Кроме того, учитывается план реализации
региональной инновационной площадки.
При
подведении итогов проводится анализ педагогической деятельности, в основе
которой находится самооценка и самоанализ педагогов ДОУ, а также анализ
педагогической деятельности с родителями и администрацией. Данные мероприятия
позволяют выявить затруднения, проблемы, которые остались неразрешенными. Кроме
того, намечаются перспективные направления работы для дальнейшей деятельности,
отмечаются результаты, достигнутые в ходе образовательного процесса,
квалификация и мастерство педагогов учреждения.
Инновационная
методическая работа - это часть профессионально-управленческой, педагогической
деятельности, а сами инновационные методы имеют практико-ориентированный
характер, позволяют интегрировать в образовательный процесс результаты
инновационного опыта, а также результаты новых научных исследований.
Инновационные
методы работы с педагогами обладают отличительными особенностями:
-
носят опережающий характер;
-
обеспечение педагогов информацией об
инновационных фактах;
-
оснащение педагогов способами и
средствами педагогической деятельности, создающими эффективное воздействие на
личностное развитие воспитанников.
Работа
с педагогами выделяется в отдельное направление и позволяет интегрировать
повышение квалификации с помощью внедрения современных научных исследований и
передового педагогического опыта.
Новизна
опыта заключается в создании системы работы с педагогами с использованием
инновационных методов.
РАЗДЕЛ 2
Технология описания опыта
Постановка
цели и задач деятельности.
Цель:
повышение уровня профессиональной компетентности педагогов.
Для
реализации поставленной цели были намечены следующие задачи:
-
проанализировать уровень
профессиональной подготовки педагогов ДОУ;
-
создать мотивацию к профессиональному
росту и саморазвитию;
-
создать систему мероприятий по
корректировки содержания и форм педагогического процесса.
Организация
процесса взаимодействия старшего воспитателя и педагогов ДОУ.
Методической
основой послужили источники К.Ю. Белой, Н.В. Елжовой, С.М. Оберемок, В.И.
Савченко, Т.В. Хабаровой, А.Н. Чернышевой.
В
процессе работы автор руководствовался следующими принципами:
индивидуальный
подход;
системно
- деятельностный подход.
Методическое
сопровождение педагогов ДОУ осуществлялось в следующих направлениях (таблица
1):
Таблица
1
Основные
направления работы с педагогами
№ |
направление |
содержание |
1 |
Диагностика компетентности |
Наблюдение за деятельностью педагогов; Тестирование и анкетирование; Коллективные наблюдения; Экспресс-опросники педагогов и родителей; Самоанализ деятельности |
2 |
Практическая |
Индивидуальная консультативная помощь начинающим
педагогам; Проведение методических мероприятий (семинары,
практикумы, мастер-классы) |
3 |
Координационная |
Контроль и оценка работы по обеспечению
образовательного процесса и освоение воспитанниками программы, утвержденной в
ДОУ |
4 |
Организационная |
Организация самообразования педагогов по выбранной
методической теме; Организация курсовой переподготовки; Организация и подготовка педагогов к выступлениям на
методических мероприятиях разного уровня с целью распространения
педагогического опыта; Организация взаимодействия педагогов с родителями
воспитанников в вопросах участи в образовательном процессе |
5 |
Мотивирующая |
Стимулирование деятельности педагогов, поощрение за
профессиональные успехи (грамоты, благодарности, премирование из
стимулирующего фонда) |
Результатом
диагностического обследование выступило создание диагностических карт
возможностей и затруднений педагогов (приложение 1).
Для
контроля деятельности воспитателей использовались листы самооценки с выделением
компонентов анализируемого явления (приложение 2).
Педагогическое
наблюдение позволило определить уровень дидактической и методической
подготовленности педагогов, их целеполагания в профессиональной деятельности,
стиля общения с воспитанниками, умение организовывать образовательный процесс.
Для
системного информативного сбора и обработки используемых методических
разработок педагогам было предложено оформить портфолио педагога, отражающим
всю информацию участия педагога в методической и инновационной работе на разных
уровнях, повышение квалификации. Портфолио позволяет фиксировать наличие
разного вида выступлений, проведение мероприятий, участие в различных конкурсах
как воспитателей, так и воспитанников. Содержание паспорта позволяет
систематизировать все сведения и качественно оформлять материалы для
аттестации.
Для
создания мотивации к профессиональному росту и саморазвитию педагогов ДОУ
работа велась по следующим направлениям:
1)
работа с начинающими педагогами - педагогическое сопровождение, регулярные
занятия с целью формирования педагогической рефлексии и самоанализа;
2)
организация курсовой подготовки, посещение мероприятий по обмену опытом;
3)
использование интерактивных методов в коллективной работе с педагогами:
-
проектная деятельность;
-
мастер-классы;
-
творческие мастерские;
-
банк инновационных идей;
-
педагогическая "копилка"
мастерства;
-
педагогический ринг;
-
дебаты.
Все методы, означенные выше
способствовали обновлению образовательного процесса, задавали благоприятные
условия для самореализации каждого педагога.
Так
педагогический ринг ориентировал педагогов на изучение новых разработок,
исследований в сфере педагогики.
В
качестве основных инновационных методов использовались следующие (см. таблицу
2)
Таблица
2
Инновационные
методы работы с педагогами
№ |
Форма |
характеристика |
1 |
Коучинг-сессия ("Методический вояж", "Эффективные
вопросы", "Возможности использования интерактивных средств в
образовательном процессе в ДОУ", "Возможности без границ",
"Креативные и инициативные" |
Метод тренинга позволяет достичь осознания новых
позитивно сформулированных результатов в профессиональной деятельности |
2 |
Педагогический мастер-класс |
Трансляция опыта, его активное обсуждение,
творческое решение проблем, возникающих в ходе педагогической деятельности,
присвоение опыта |
3 |
Ярмарка педагогических идей |
Представление образцов педагогической деятельности
для публичной оценки и обсуждения, установление творческих контактов с
коллегами |
4 |
"Вечер вопросов и ответов" |
Проводился раз в квартал, так как педагогам дается
не менее месяца обдумать и представить вопросы наиболее актуальные в
образовательном процессе за данный период. Все вечера классифицировались по
темам, так как на некоторые вопросы педагоги сами могут найти ответ, а
некоторые вопросы требуют разъяснения специалистов. |
5 |
"Методический ринг" ("Развитие
педагогического потенциала в свете современных инноваций", деловые
игры в форме мозгового штурма) |
Совершенствовались профессиональные знания,
развивались знания и умения по анализу собственной деятельности, приобретался
опты коллективной работы, обобщались знания о средствах обучения и воспитания
дошкольников |
6 |
"Педагогический КВН" |
Создавался благоприятный психологический климат в
коллективе, активизировались имеющиеся теоретические знания и практические
умения |
7 |
"Методический мост" |
Дискуссии, к котором привлекались педагоги других
образовательных учреждений, руководители методических объединений, родители.
В результате осуществлялся обмен педагогическим опытом, осуществлялось
распространение инновационных форм обучения и воспитания |
8 |
"Решение основных педагогических задач"
(педагогические ситуации) |
Знакомство с особенностями педагогического процесса,
характером деятельности педагога и ребенка, изучение системы взаимоотношений
"педагог-воспитанник", "педагог-родители",
"родители-ребенок" |
Результативность опыта
На сегодняшний день можно сказать, что у автора
опыта сложилась определенная система в работе с педагогами по повышению у них
профессиональной компетентности, уровня самообразования. Использование разнообразных форм работы дало
определенные результаты:
-
положительная мотивация педагогов к
профессиональному росту отмечается в создании предметно-развивающей среды в
группах (на 30%);
-
рост активности в подготовке различных
методических мероприятий (45%);
-
курсовая подготовка за три года
увеличилась на 100%;
-
увеличились совместные разработки и
реализации проектов с детьми (50%);
-
количественное соотношение полученных
квалификационных категорий у педагогов также претерпело изменение в сторону
повышения (30%);
-
мониторинг качества образования
воспитанников показал позитивную динамику в освоении программы по всем ее
разделам;
-
удовлетворенность родителей работой
учреждения повысилась, о чем показал опрос (87% удовлетворены деятельностью).
Систематизация
мероприятий по работе с педагогами позволила изменить и усовершенствовать
содержание образовательного процесса, а также планирование деятельности
учреждения.
Повышение
качества дошкольного образования находится в прямой зависимости от кадров.
Важно отметить, что в современных условиях реформирования образования радикально
меняется статус педагога, его образовательные функции, соответственно меняются
требования к его профессионально-педагогической компетентности, к уровню его
профессионализма. В настоящий момент мы отмечаем, что сегодня востребован
педагог творческий, компетентный, способный к развитию умений мобилизовать свой
личностный потенциал в современной системе воспитания и развития дошкольника.
Библиографический
список
1.
Белая, К.Ю. Методическая деятельность в
дошкольной организации / К.Ю. Белая. - М.: Сфера, 2014. - 128 с.
2.
Виноградова, Н.А., Микляева, Н.В.,
Родионова Ю.Н. Методическая работа в ДОУ. Эффективные формы и методы. - М:
Сфера, 2008. - 188 с.
3.
Давыдова, О.И., Майер, А.А., Богославец,
Л.Г. Интерактивные методы в организации педагогических советов в ДОУ. - СПб,
2008. – 170 с.
4.
Кораблева, С.В., Мифтахова, О.А.
Организация работы старшего воспитателя с педагогами ДОО в режиме инновационной
деятельности / С.В. Кораблева, О.А. Мифтахова // Народное образование.
Педагогика. - 2015. - №2. - с. 23-26.
5.
Тимофеева, Л.Л., Майер, А.А. Повышение
профессиональной компетентности педагога дошкольного образования. Выпуск 2. –
М., 2013. – 96с.
6.
Шаманская, Н.К. Интерактивные методы /
Н.К. Шаманская // Дошкольное воспитание. –2008. - №8. –с. 24-27.
Приложение 1
Диагностическая карта возможностей и затруднений
педагогов
МБДОУ
ГДС «Аленушка»
Дата
заполнения:
Воспитатель
_____________________________________________________
№ |
Раздел деятельности |
Имею опыт, могу
поделиться |
Имею недостаточный
опыт, хочу научиться |
Не имею опыта, хочу научиться |
1 |
Знание
ФГОС ДО |
|
|
|
2 |
Знание
образовательной программы ДОУ |
|
|
|
3 |
Знание
программы «Безопасность» и ее применение в работе с детьми |
|
|
|
4 Работа с детьми по образовательным
областям: |
||||
Физическое
развитие |
|
|
|
|
Познавательное
развитие |
|
|
|
|
Речевое
развитие |
|
|
|
|
Художественно-эстетическое
развитие |
|
|
|
|
Социально-коммуникативное
развитие |
|
|
|
|
5 |
Проведение
мониторинга интегративных качеств дошкольников (диагностика знаний, умений и
навыков детей) |
|
|
|
6 |
Организация
игровой деятельности |
|
|
|
7 |
Закаливающие
мероприятия |
|
|
|
8 |
Организация
оптимальной двигательной активности |
|
|
|
9 |
Обеспечение
безопасности жизнедеятельности |
|
|
|
10 |
Работа
по экологическому воспитанию детей, экспериментирование |
|
|
|
11 |
Обучение
грамоте |
|
|
|
12 |
Развитие
элементарных математических представлений |
|
|
|
13 |
Развитие
историко-географических представлений |
|
|
|
14 |
Вопросы
этики. Этикет |
|
|
|
15 |
Театральная
деятельность |
|
|
|
16 |
Приобщение
к национальным истокам |
|
|
|
17 |
Приобщение
к искусству. Музейная педагогика |
|
|
|
18 |
Взаимоотношения
детей и взрослых |
|
|
|
19 |
Создание
благоприятного микроклимата в группе |
|
|
|
20 |
Создание
благоприятного микроклимата в коллективе |
|
|
|
21 |
Создание
развивающей среды в группе |
|
|
|
22 |
Организация
продуктивной деятельности, практического труда |
|
|
|
23 |
Установление
взаимоотношений с родителями воспитанников. Организация работы с родителями |
|
|
|
24 |
Организация
досуга с детьми |
|
|
|
25 |
Планирование
воспитательно-образовательной работы с детьми: |
|||
-
совместная деятельность |
|
|
|
|
-
самостоятельная деятельность |
|
|
|
|
26 |
Знание
и проведение дидактических игр |
|
|
|
27 |
Педагогика
сотрудничества |
|
|
|
28 |
Нравственное
воспитание |
|
|
|
29 |
Оказание
первой медицинской помощи |
|
|
|
30 |
Умение
организовать детей перед деятельностью |
|
|
|
31 |
Правовое
воспитание дошкольников |
|
|
|
32 |
Установление
взаимоотношений с коллегами |
|
|
|
33 |
Проведение
прогулки. Разнообразие методов |
|
|
|
34 |
Нетрадиционные
формы работы с детьми |
|
|
|
35 |
Изобразительная
деятельность с детьми |
|
|
|
Приложение
2
Результаты
анкетирования родителей
1. Считаете ли вы, что
воспитательно-образовательный процесс в дошкольном образовательном учреждении
организован в соответствии с вашими запросами?
2. Что вас не устраивает в
воспитательно-образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения?
3. Соответствует ли
материально-техническое оснащение ДОУ полноценному развитию ребенка?
4.. С
удовольствием ли ваш ребенок идет утром в дошкольное образовательное
учреждение?
5. Вспоминает ли вечером, в
выходные дни о группе, других детях, воспитателях?
6. Оцените
уровень качества санитарно – гигиенических условий, созданных в ГБДОУ (чистота
помещений, мебели и др.):
7. Оцените
уровень качества работы руководителей ГБДОУ с родителями (консультации,
индивидуальные беседы, родительские собрания и др.):
8. Созданы
ли в ГБДОУ условия, способствующие развитию способностей, склонностей Вашего
ребенка:
9. Вы
получаете информацию о жизни и об успехах ребенка в детском саду?
(информационный стенд, устные сообщения воспитателей и специалистов:
медицинской сестры, учителя-логопеда, музыкального
работника).
Проанализировав анкеты,
было выявлено, что большинство родителей (законных представителей) 87%
удовлетворены как организован воспитательно-образовательный процесс в
дошкольном образовательном учреждении, 2% согласны частично, но не пояснили
почему. Тем более, что 100% родителей устраивает все.
Все
родители считают, что для полноценного развития их детей учреждение оснащено
всем и материально-техническая база соответствует требованиям.
Большинство
родителей отметили, что их дети с удовольствием посещают детский сад,
следовательно, поэтому они спокойно оставляют своего ребенка в нашем саду.
Деятельность в саду очень насыщенная и интересная для детей, поэтому, как
отмечают родители, дети дома охотно рассказывают, чем они занимались в течение
дня в учреждении.
Качество
педагогов и специалистов ДОУ родители оценивают высоко. Все родители едины во
мнении, что информацию о жизни и об успехах ребенка в детском саду они получают
в полном объеме. Для этого в учреждении имеются информационные стенды, которые
постоянно обновляются. Помимо этого, ежедневно они беседуют с педагогами,
которые оказывают полноценную и разнообразную помощь в вопросах воспитания
детей.
Таким
образом, результаты мониторинга позволяют сделать вывод, что система работы,
созданная в дошкольном образовательном учреждении, удовлетворяет потребности и
запросы родителей (законных представителей) воспитанников.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 05.10.2020
Дата обновления: 05.10.2020
Дата публикации: 05.10.2020