Крупная польза мелкой моторики
31.08.2020
Совсем недавно в
Японии, стране передовой по части разных новшеств, был отмечен следующий
парадокс. Дети, усаживаемые за компьютер в раннем возрасте и овладевающие
письмом с помощью клавиатуры, перестали… разговаривать. Разбираясь в причинах
происходящего, напуганные всерьез ученые выяснили – все дело в том, что,
пользуясь клавиатурой, а не обычными ручкой-карандашом при письме, ее воздействие
приходится на точки руки, не имеющие связи с головным мозгом, не стимулирующие
развитие определенных мозговых зон. А ведь именно от этих зон и зависит
своевременное и правильное формирование и развитие речевых функций.
Почему
необходимо развивать мелкую моторику рук у детей
У большинства современных детей отмечается
общее моторное отставание, в особенности у детей городских. Сейчас вся обувь у
детей на липучках, куртки на молниях. Ещѐ 20 лет назад родителям, а вместе с
ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать
бельѐ, вязать, вышивать.
Доказано, что развитие мелкой моторики пальцев
рук положительно сказывается на становлении детской речи. Тесную связь
пальцевой моторики с работой речевых зон подтверждает и тот факт, что
переучивание левшей в дошкольном возрасте нередко является одной из причин
возникновение у них заикания.
Следствие слабого развития общей моторики, и в
частности – руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или
проблем с речевым развитием
Для
чего необходимо развивать мелкую моторику рук у детей
К сожалению, о
проблемах с координацией движений и мелкой моторики большинство родителей
задумываются только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на
ребѐнка: кроме усвоения новой информации, приходится ещѐ удерживать в
непослушных пальцах карандаш.
Процессу
совершенствования мелкой моторики необходимо уделять немалое внимание. Ведь от
того, насколько ловкими и проворными к 5 - 6 годам станут его пальчики, зависят
его успехи в обучении. Именно поэтому, актуальность мелкой моторики бесспорно
не только в младшем дошкольном возрасте, но и в старшем, и даже в начальных
классах.
Учѐными в
процессе исследований установлено, что развитие речи малыша начинается только
после того, как тонкие движения пальцев рук достигают определѐнного уровня
развития, т. е. развитие мелкой моторики подготавливает соответствующие участки
головного мозга к формированию речи.
Известно, что
двигательная система, особенно мелкая моторика рук, оказывает большое влияние
на развитие всего организма (прежде всего головного мозга и центральной нервной
системы). Мелкая моторика взаимодействует не только с речью, но и с мышлением,
вниманием, координацией движений и пространственном восприятием,
наблюдательностью, воображением, зрительной и двигательной памятью.
От
пальчиков – к голове
В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук,
находятся совсем рядом. А величина проекции кисти руки, расположенной в коре
головного мозга, занимает около трети всей двигательной проекции. Именно эти
два уже подтвержденных научно факта позволяют рассматривать кисть руки как
«орган речи» наряду с артикуляционным аппаратом. Вот почему, обучая малыша
речи, недостаточно только тренировок артикуляции, развитие движений пальцев рук
просто необходимо!
Стартуем
с пеленок
Когда начинать заниматься? Практически с
самого рождения! Уже у новорожденных малюток мамы трогают пальчики, ладошки, а
массаж этих зон и есть активная тренировка мелкой моторики. Поглаживая кисти рук
ребенка, перебирая пальчики, вы уже стимулируете важнейшие мозговые отделы, а
также и соседние зоны.
Игра
пальчиков
Мелкая моторика развивается игрой. Сначала
малыш учится хлопать в ладоши, сжимать-разжимать пальчики руки, осваивает
«Сороку - белобоку и «Козу рогатую» – все это неспроста. Тренируют руку кубики
и сбор пирамидки или матрешки, игра в машинки или причесывание куклы. Дети
постарше с удовольствием рисуют (есть специальные «пальчиковые» краски для
самых маленьких), лепят из теста или пластилина, собирают конструкторы. Кроме
этого, существует целый ряд игр и игрушек, направленных на развитие мелкой
моторики. Например, всевозможные «развивающие коврики». Детям предлагается
плести веревочные косички, нанизывать бусинки, завязывать узелки.
Развитие
мелкой моторики в домашних условиях
В настоящее время в магазине можно купить
различные игрушки, которые предназначены для совершенствования тонких движений
пальчиков ребѐнка: пирамидки, мозаику, вкладыши, кубики, развивающий коврик и
т. д. Для этого необязательно покупать дорогие игры – достаточно
воспользоваться остатками тканей, и получатся оригинальные развивающие игрушки.
Можно просто подобрать насколько лоскутков различной ткани, чтобы ребѐнок
поглаживал их. Также можно сшить лоскутные мячики и набить их шерстью, ватой,
камушками, различными крупами. Хорошо на развитие мелкой моторики руки ребѐнка
влияют игры с различными небольшими предметами. Можно воспользоваться
обыкновенными макаронами различной формы, пуговицами, прищепками и другими
мелкими предметами, которые так любят перебирать пальчиками маленькие дети.
Конечно, такая
забава должна происходить только под присмотром взрослых. Выбрав пуговицы
разного размера и цвета можно вместе с ребѐнком выложить солнышко, котика или
домик. Можно поставить перед ребѐнком несколько мисок или стаканов, в которые
насыпаны фасоль и горох. Надо показать ребѐнку, как можно перекладывать их
ложкой или горстями из одной ѐмкости в другую, или двумя пальчиками. Лепка из
любого пластичного материала успешно развивает мелкую моторику.
Ребѐнок не только видит то, что создал, но и
трогает, берѐт в руки, легко изменяет по своему желанию. Основным инструментом
в лепке являются руки. Из одного комка пластилина или солѐного теста можно
создать бесконечное множество образов, каждый раз находить новые варианты и
способы. В процессе лепки можно использовать различные природные материалы.
Работы из теста можно просушить и использовать для дальнейшей игры. Конечно,
развитие мелкой моторики – не единственный фактор, способствующий развитию
речи. Необходимо развивать речь ребѐнка в комплексе: много и активно общаться с
ним, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами.
Игры
и игровые приемы развивающих мелкую моторику и двигательную функцию кистей рук
Замки из песка и
камней
Специалисты
рекомендуют: дошкольники должны чаще играть с песком и камешками. Пусть малыши
рисуют пальчиками на песке, строят башенки, лопатками набирают его в свои
машинки и высыпают обратно. Пусть собирают камешки, предположим, в одну кучку –
мелкие, в другую – крупные, затем можно кучки смешать и попросить ребеночка,
чтобы он проделал все заново.
Игра
«Разноцветные снежинки»
Цель игры –
развитие мелкой моторики рук и формирование аккуратности. Материалы: белая
бумага, фломастеры, ножницы. Взрослый рассказывает и показывает, как правильно
вырезать снежинки из листов бумаги. После того как дети сделают много разных
снежинок, он говорит, что «зимние красавицы» получились хоть и разные, но
одноцветные. Тут пришли друзьяфломастеры и подарили снежинкам разноцветные
платья.
Рисование
Дети совместно
со взрослыми могут обводить на перегонки квадратики или кружочки. Предлагается
рисовать различные геометрические фигуры, животных, а потом зарисовывать все в
соответствующие тона.
Угадай-ка?
Опознание
предмета, буквы, цифры на ощупь поочередно правой и левой рукой. Более сложный
вариант – ребенок одной рукой ощупывает предложенный предмет, а другой рукой (с
открытыми глазами) его зарисовывает.
Лепка
из пластилина
С детьми
дошкольного возраста хорошо лепить животных, предметы быта (тарелочки,
кружечки, ложечку), для ребятишек школьного возраста, кстати, будет лепка не
только печатных, но и прописных букв. Затем опознавание слепленных букв с
закрытыми глазами.
Поиски
предмета
Ребенок опускает
кисти рук в сосуд, заполненный каким-либо однородным наполнителем (вода, песок,
различные крупы, дробинки, любые мелкие предметы). 5–10 минут как бы
перемешивает содержимое. Затем ему предлагается сосуд с другой фактурой
наполнителя. После нескольких проб малыш с закрытыми глазами опускает руку в
предложенный сосуд и старается отгадать его содержимое, не ощупывая пальцами
его отдельные элементы.
Игры
с предметами домашнего обихода
Равномерным
слоем рассыпьте по подносу любую крупу. Проведите пальчиками малыша по крупе.
Позвольте ему самому нарисовать, что он захочет. Затем попробуйте вместе
нарисовать какие-нибудь предметы (солнышко, дождик, травку), буквы, фигурки.
Подберите пуговицы разного цвета и размера. Сначала выложите рисунок сами,
затем попросите малыша сделать то же самостоятельно. Берем пельменницу. Ее
поверхность, как вам известно, напоминает соты. Малыш двумя пальцами
(указательным и средним) изображает пчелу, летающую над сотами: «Пальцы, как
пчелы, летают по сотам
И в каждую
входят с проверкою: что там?
Хватит ли меда
всем нам до весны,
Чтобы не снились
голодные сны?»
Насыпаем в кастрюлю горох или фасоль. Ребенок
запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:
«Месим, месим тесто,
Есть в печи
место.
Будут, будут из
печи
Булочки и
калачи».
Бельевой
прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой)
поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на
ударные слоги стиха: «Сильно кусает котенок-глупыш
, Он думает, это
не палец, а мышь. (Смена рук.)
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь
кусаться, скажу тебе: «Кыш!»
Ребенок комкает,
начиная с уголка, носовой платок (можно даже полиэтиленовый мешочек или лист
бумаги) так, чтобы он весь уместился в кулачке.
Все эти
упражнения приносят тройную пользу ребѐнку:
- во-первых,
развивают мелкую моторику его руки, подготавливая к овладению письмом,
- во-вторых,
формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте,
- в-третьих,
детские физиологи утверждают, что хорошо развитая кисть руки ―потянет‖ за собой
развитие интеллекта. Поставьте же перед собой цель — уделить занятиям ―мелкая
моторика с ребенком‖ полчаса в день. Занятия сопровождайте сказками,
придумываемыми по ходу действий. Речевое подкрепление увлекательных действий
удвоит эффект. Затем посмотрите, что будет с вашим ребенком через три месяца.
Вы поразитесь прогрессу, который с ним произойдет.
Таким образом,
целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой
моторики рук у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями способствует
формированию интеллектуальных способностей, а самое главное — способствует
сохранению физического и психического здоровья ребенка. И все это напрямую
готовит дошкольника к успешному обучению в школе!
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 31.08.2020
Дата обновления: 31.08.2020
Дата публикации: 31.08.2020