Профилактика речевых нарушений
04.08.2020
"Профилактика
речевых нарушений у детей дошкольного
возраста".
Хорошая
речь – важнейшее условие всестороннего развития личности ребенка. Но в
настоящее время возникает противоречие.
С
одной стороны, возрастают требования к речевому развитию ребенка. В новой,
переработанной с учетом ФГОС, программе «От рождения до
школы» раздел речевое развитие включает в себя: владение речью как средством
общения и культуры; обогащение активного словаря, развитие связной,
грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого
творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи; фонематического
слуха; знакомство с книжной культурой; детской литературой; понимание на слух
текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической
активности, как предпосылки обучения грамоте.
С
другой стороны, все чаще в детский сад приходят дети с задержкой речевого
развития или с нарушением речевого развития.
Поэтому возрастает
необходимость по предупреждению (профилактике) речевых нарушений у
дошкольников. Профилактика является одной из важнейших задач образовательного
учреждения. Важную роль в данном процессе играет совместная работа воспитателей
и родителей. Предупреждать речевые нарушения у детей необходимо с раннего возраста.
В
каждой возрастной параллели свои профилактические задачи: ранний возраст (от 1
года до 3 лет) в жизни ребенка является наиболее ответственным периодом, когда
развиваются моторные функции, ориентировочнопознавательная деятельность, речь,
а также формируется личность. В связи с увеличением числа новорожденных,
имеющих недостатки в психофизическом развитии, профилактическая работа с детьми
раннего возраста должна быть приоритетной.
С возрастом теряется возможность пластичного
изменения состояния ребенка, ухудшаются условия для компенсации и коррекции.
Гораздо легче предотвратить формирование отклонений в развитии речевых функций,
чем их впоследствии устранить.
Основные
направления работы по профилактики речевых нарушений у детей раннего возраста:
1.
Формирование моторной сферы: восприятие схемы тела, формирование
пространственного чувства, упражнения для развития общей моторики, пальчиковые
игры, упражнения на определение положения губ, языка, челюсти. Развитие
зрительно-моторной координации; развитие навыков самообслуживания.
2. Развитие высших психических функций: памяти
(речеслуховой, зрительной, двигательной), внимания (зрительного, слухового,
двигательного), восприятия (зрительного, слухового). Мыслительной деятельности
во взаимосвязи с развитием речи (познавательной активности,
наглядно-действенного и нагляднообразного мышления, мыслительных операций),
умения действовать целенаправленно, творческих способностей, формирование
ведущих видов деятельности (предметной, игровой). Обеспечение устойчивой
положительной мотивации в различных видах деятельности.
3.
Развитие импрессивной речи: понимания слов, обозначающих предметы, действия,
признаки; грамматических категорий и предложных конструкций (инструкций,
вопросов, несложных текстов);
4.
Развитие экспрессивной речи: лексического запаса (называние слов, обозначающих
предметы, признаки, действия и т. д.); фразовой речи, звукопроизношения,
фонематических процессов, активизация словаря, совершенствование процессов
поиска слов, перевода слова из пассивного в активный словарь,
формирование речевого и предметно-практического общения с окружающими, развитие
знаний и представлений об окружающем.
В возрасте 3-5 лет следует особое
внимание уделить звукопроизносительной стороне речи дошкольников. Основные
направления профилактической работы на данном этапе будут следующие: • Формирование фонематического слуха • Развитие артикуляционной моторики • Развитие мелкой моторики • Развитие речевого дыхания Фонематический
слух
Фонематический
слух – способность воспринимать звуки речи, фонемы, благодаря которым
осуществляется различение слов, близких по звучанию: рак – лак – мак. Хорошо
развитый фонематический слух обеспечивает правильное формирование
звукопроизношения, четкое и внятное произнесение слов в соответствии с
общепринятыми нормами.
Работа по
развитию фонематического слуха проводится в два этапа:
• Развитие слухового внимания:
Узнавание неречевых звуков
- игры со звучащими игрушками, баночкишумелочки; Игры, направленные на восприятие ритма;
•
Развитие фонематического восприятия:
Различение по высоте, силе, тембру
звукокомплексов – игра «Три медведя».
Различение близких по звуковому составу слов
(танки - санки, бочка - дочка, тапки - шапки).
Артикуляционная
моторика
Хорошая
дикция – основа четкости и разборчивости речи. Ясность и чистота произношения
зависит от активной и правильной работы артикуляционного аппарата. Развивать
артикуляционный аппарат помогают специальные упражнения. С детьми второй младшей группы – объем
требований невелик. Нужно, чтобы дети усвоили простейшие навыки движения.
Упр.
Блинчик / Лопаточка: Открываем рот, широкий расслабленный язык кладем на нижнюю
губу. Удерживаем «лопатку» под счет до 5. В норме язычок должен лежать
спокойно, без подергиваний и не отклоняться в сторону. Выполнять 5-6 раз. Если
ребенок не может расслабить язычок, то сначала выполняют упражнение «Замесим
тесто», которое поможет расслабить мышцы язычка.
Упр.
Лошадка: Улыбаемся, открываем рот. Необходимо пощёлкать кончиком языка, как
цокают лошадки. Рот при этом открыт, кончик языка не вытянут и не
заострён.
Следить, чтобы он не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась
неподвижной.
Упр.
Вкусное варенье: Рот открываем, широким языком обхватываем верхнюю губу и
«слизываем» воображаемое варенье вглубь рта. Производим движения язычком не из
стороны в сторону (1 вариант), а вперед-назад (2 вариант). Выполнять 6-8
раз. В средней группе необходимо следить
за четкостью выполнения движений, за умением переключать органы
артикуляционного аппарата с одной позы на другую.
Упр.
Хоботок - Заборчик: Сначала губы вытяните вперед трубочкой, затем растяните в
улыбке так, чтобы были видны сомкнутые зубы. Каждую позу удерживать 3 секунды.
Движение повторить 5—10 раз.
Мелкая моторика
Упражнения
на развитие мелкой моторики так же, как и артикуляционные упражнения должны, проводится
систематически. Обыгрывание с детьми потешек, стихов в сочетании с движением и
музыкой, пальчиковые гимнастики, выкладывание узоров разными видами круп,
рисование на манке, штриховки, шнуровки и многое другое способствует развитию
мелкой моторики рук.
Речевое дыхание
Дыхание в процессе речи, отличается от
обычного дыхания, более глубоким коротким вдохом и ротовым длинным
выдохом. Несовершенства речевого дыхания
и их влияние на речь: Ослабленный вдох и
выдох, как следствие - тихая речь, затруднение произнесения длинных фраз; нерациональное расходование выдыхаемого
воздуха ведет к нарушению плавности речи, недоговариванию слов и фраз; произнесение фраз на вдохе - к судорожной,
нечеткой речи; неравномерный выдох -
речь то громкая, то тихая. Нарушение
речевого дыхания может быть как следствие:
• аденоидных разрастаний; • общей
физической ослабленности. Упражнения на
выработку длительного плавного речевого выдоха необходимо проводить
систематически, следить, чтобы ребенок дул не в щеки. 1-2 минуты.
Упр. «Фокус»:
Рот приоткрываем, губы держим в улыбке. На нос кладем кусочек ватки и пытаемся
его сдуть. Язычок в форме «чашечки» поднимаем к верхней губе таким образом,
чтобы боковые края его были прижаты к верхней губе, а посередине языка был желобок.
Дуем через желобок и сдуваем ватку с носа. Если не получается, можно слегка
придержать язык.
Упр.
"Загони мяч в ворота": Вытягиваем губы вперед трубочкой. Длительно
дуем на ватный шарик, загоняя его между двумя кубиками.
Голос
Параллельно
с развитием дыхания идет работа по развитию голоса. Речевая интонация, окрас
фразы усваивается ребенком по подражанию. Патологии развития голоса встречаются
достаточно редко. Необходимо помнить,
что в возрасте 3-5 лет у детей недостаточно развиты тормозные процессы в коре
головного мозга. В это время необходимо уделить внимание детям с тихим и
крикливым голосом.
Крикливый голос
устраняется путем игр в тихую или шепотную речь:
1. «Эхо»
Повторите какой-либо звук несколько раз. Можно слегка постучать по стеклу, пощелкать
языком, повторить один слог (ла-ла-ла), потопать ногой и т.д. Пусть ребенок
внимательно слушает и считает, сколько раз вы это проделали. Затем он должен
повторить звук, подражая вам.
2. «Телефон» Ведущий загадывает слово и шепчет его перому игроку так,
чтобы не услышали остальные. Первый шепчет на ухо второму игроку то, что
удалось услышать. Второй передает слово шепотом третьему и так далее по
цепочке. Последний игрок громко вслух называет то, что улышал. Если слово
названо неправильно, то ведущий, опрашивая, выясняет, кто "испортил
телефон". Ведущим становится последний игрок, а все остальные «сдвигаются»
по скамейке. Бывший ведущий садится на место первого игрока.
3. Произнесение
стихотворений с изменением силы голоса.
Тихий
голос - игры, сопровождающиеся громким звукоподражанием или
договариванием междометий.
«Идите с нами
играть». Подобрать игрушки: мишку, зайку, лису.
Дети сидят полукругом. Взрослый на расстоянии
2-3 м от детей расставляет игрушки и говорит: «Мишке, зайке и лисичке скучно сидеть
одним. Позовем их играть вместе с нами. Чтобы они нас услышали, звать надо
громко, вот так: «Миша, иди!» Дети вместе с воспитателем зовут мишку, лису,
зайку, потом играют с ними. Следить, чтобы дети, когда зовут игрушки, говорили
громко, а не кричали
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 31.08.2020
Дата обновления: 31.08.2020
Дата публикации: 04.08.2020