Адаптация детей к условиям ДОУ: рекомендации педагога- психолога
21.08.2019
Значимость
проблемы адаптации к детскому саду очень высока в современном мире. И эта
проблема в специальной литературе для педагогов и психологов обозначается как
ведущая. Адаптация ребенка к детскому саду, а, именно, к новым социальным
условиям протекает подчас болезненно как для ребенка, так и для родителей. Взрослым
необходимо знать, как помочь малышу пройти период адаптации, который
заключается в плавном переходе от семейной домашней атмосферы к условиям
дошкольного учреждения. Дошкольное образовательное учреждение- это новый этап в
жизни ребенка. Детский сад для малыша - это прежде всего, первый опыт
коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают
сразу и без проблем. Большинство из них реагируют на детский сад плачем,
истериками, иногда даже регрессом речевой деятельности. Одни легко входят в
группу, но плачут вечеров дома, другие соглашаются идти в детский сад с утра, а
перед входом в группу начинают капризничать и плакать. С приходом в детский сад
происходит серьезная перестройка всех его отношений с людьми, перелом привычных
форм жизни. Эта смена условий жизни может сопровождаться переживаниями,
снижением игровой активности, а нередко сказывается и на здоровье ребенка. Для
ребенка, не посещавшего детское учреждение, непривычно все: отсутствие близких,
присутствие незнакомых взрослых, большое количество детей, новый распорядок дня
и т.п. Чтобы ребенок мог сравнительно безболезненно переступить порог детского
сада, легче и быстрей привыкнуть к новым требованиям, необходимо подготовить
его заранее.
И
для того, что бы адаптация вашего малыша прошла более успешно, необходимо
следовать ряду рекомендаций:
1.Перед
поступлением в ДОУ расскажите ребёнку, что такое детский сад, зачем туда ходят
дети. Почему вы хотите, чтобы малыш пошёл в сад. Заинтересуйте его, расскажите
ему, что вам тоже нужно идти на работу, договоритесь вечером делиться
информацией, у кого, что интересного произошло за день.
2. Проходя
мимо детского сада, с радостью напоминайте ребёнку, как ему повезло –
скоро он сможет пойти сюда. Рассказывайте родным и знакомым в присутствие
малыша о своей удаче, говорите, что гордитесь своим ребёнком, ведь его приняли
в детский сад.
3. Подробно
расскажите ребёнку о режиме детского сада: что, как и в какой
последовательности он будет делать. Чем подробнее будет ваш рассказ, и чем
чаще вы его будете повторять, тем спокойнее и увереннее будет чувствовать себя
ваш ребёнок, когда пойдёт в сад. Спрашивайте у малыша, запомнил ли он, что
будет делать в саду после прогулки, куда складывать свои вещи, кто ему будет
помогать раздеваться, а что он будет делать после обеда. Вопросами такого рода
вы сможете проконтролировать, хорошо ли ребёнок запомнил последовательность
событий. Малышей пугает неизвестность. Когда ребёнок видит, что ожидаемое
событие происходит, как и было обещано, он чувствует себя увереннее.
4. Поговорите
с ребёнком о возможных трудностях. К кому он может обратиться за помощью, как
он это сделает. Объясните также, что в группе будет много ребят и иногда
придётся ждать своей очереди, чтобы получить желаемое.
5. Приготовьте
вместе с ребёнком «радостную коробку», складывая туда недорогие вещи. Это могут
быть небольшие игрушки, которые остаются привлекательным для вашего ребёнка и
точно понравятся другим детям. Это могут быть коробочки с вложенными в них
забавными предметами, красивые бумажные салфетки или лоскутки приятной на ощупь
ткани, книжки с картинками. За лето можно заполнить коробку и осенью отправлять
ребёнка с какой-нибудь игрушкой из неё в детский сад, чтобы ему было там
спокойнее.
6. Научите
малыша знакомиться с другими детьми, обращаться к ним по имени, просить, а не
отнимать игрушки, предлагать свои игрушки, свои услуги другим детям.
7. Разработайте
вместе с ребёнком несложную схему прощальных знаков внимания, и ему будет проще
отпускать вас.
8. Помните,
что на привыкание ребёнка к детскому саду может потребоваться до полугода.
Рассчитывайте свои силы, возможности и планы. Лучше, если на этот период у
семьи будет возможность подстроиться к особенностям адаптации своего малыша.
9. Убедитесь
в собственной уверенности, что вашей семье детский сад необходим именно сейчас.
Ребёнок отлично чувствует, когда родители сомневаются в целесообразности
«садовского» воспитания. Легче и быстрее привыкают дети, у родителей
которых нет альтернативы детскому саду.
10. Ребёнок
привыкнет тем быстрее, чем с большим количеством детей и взрослых сможет
построить отношения. Помогите ребёнку в этом. Познакомьтесь с другими
родителями и их детьми. Называйте других детей в присутствии вашего ребёнка по
именам. Чем лучше будут ваши отношения с воспитателями и другими родителями и
их детьми, тем проще будет привыкнуть вашему ребёнку к детскому саду.
11. Совершенных
людей нет. Будьте терпеливы и снисходительны к другим. Если какие-то ситуации
вас тревожат, обязательно разъясняйте их, лучше делать это в мягкой форме
или через специалистов (воспитателей вашей группы детского сада, психолога и
др.).
12. В
присутствии ребёнка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его
сотрудников. Никогда не пугайте ребёнка детским садом.
13. В
период адаптации эмоционально поддерживайте малыша. Теперь вы проводите с ним
меньше времени. Компенсируйте это качеством общения. Чаще обнимайте ребёнка (не
менее 8 раз в день), подбадривайте его.
14. Если
через месяц ваш ребёнок ещё не привык к детскому саду, проверьте список
рекомендаций и попытайтесь выполнить те рекомендации, о которых вы забыли.
Помните,
что для успешной адаптации важна предварительная подготовка и время, выделенное
на постепенное вхождение малыша в коллектив. Немаловажен профессионализм
воспитателя, его умение и стремление наладить с ребенком контакт. И, конечно,
очень значимыми остаются внимание, любовь и поддержка родителей.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 21.08.2019
Дата обновления: 21.08.2019
Дата публикации: 21.08.2019