Игротека для родителей будущих первоклассников
15.10.2025
Большое значение в
формировании правильной речи имеет фонематический слух - способность
воспринимать и различать звуки речи (фонемы), составляющие звуковую оболочку
слов.
Несовершенное
фонематическое восприятие отрицательно влияет на становление детского звукопроизношения,
тормозит, усложняет формирование навыков звукового анализа, без которых
полноценное чтение и письмо невозможны.
Развитие фонематического слуха
«Доскажи словечко»
Прочитайте ребенку
хорошо знакомое ему стихотворение (например: «Спать пора, уснул бычок...»,
«Уронили мишку на пол...», «Наша Таня громко плачет...»). При этом не
произносите последние слова в строчках. Предложите ребенку самому сказать
недостающие слова.
«Объяснялки»
Скажите ребенку, что
его любимая игрушка хочет научиться правильно говорить. Попросите ребенка
«объяснить» игрушке, как называется тот или иной предмет. При этом следите,
чтобы малыш правильно и четко произносил слова.
«Поймай звук (слог,
слово)»
Взрослый произносит
ряд звуков (слогов, слов); а ребёнок с закрытыми глазами, услышав заданный
звук, хлопает в ладоши.
«Определялки»
Взрослый произносит
слова, а дети определяют место заданного звука в каждом их них (начало,
середина или конец слова).
«Подбери словечко»
По заданию взрослого
дети произносят слова с определенным звуком в начале, середине, конце слова.
«Охотник»
Детям предлагается
найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук,
и определить его место в слове.
«Эхо наоборот»
Взрослый проговаривает
два-три звука, а дети должны произнести их в обратном порядке.
«Радар»
Попросите ребенка
закрыть глаза и позвоните в колокольчик. Ребенок должен повернуться лицом к
тому месту, откуда слышен звук и, не открывая глаз, рукой показать направление.
Образование и употребление
сложных предложений.
Например:
«Я положу шляпу на верхнюю полку, потому, что это головной убор, а тапочки
поставлю на нижнюю полку, потому что это обувь».
Слоговой анализ.
Слоговый
анализ – важный этап ознакомления ребенка со звуковой стороной слова. Слог
выступает в качестве единицы чтения и письма. Чтобы правильно передать на
письме звуковой состав слова (без пропусков и перестановки букв), прежде всего
надо разделить слово на слоги.
Ребенок
6 лет должен знать, что слово делится на слоги, что количество их разное и расположены
они в определенной последовательности. Также он должен понимать, что один из
них произносится немного более протяжно и громко – это ударный слог.
Вычленение
ударного слога - необходимый этап в работе по обучению детей старшего
дошкольного возраста. Умение слышать ударный слог необходимо при обучении
чтению и письму, а также для правописания безударных гласных. Слышание ударного
слога необходимо детям и для правильного понимания тех слов, которые
различаются только ударением (замо́к – за́мок, хлопо́к – хло́пок, полки́ –
по́лки и т.д.)
Обучить
послоговому произнесению слова нетрудно, но главное заключается в том, чтобы
дети осознали принцип слогового строения слова. Они должны научиться хорошо
слышать и называть первый, второй, третий слог в слове, составлять из заданных
слогов слова.
Закрепление
операций слогового анализа может проводиться с использованием следующих заданий
и игр:
1.
«Телеграф». Ребенок или педагог отстукивают слоговую структуру слова, дети
отгадывают, что это за слово (по картинкам).
2. Игра
с мячом: ударить об пол столько раз, сколько слогов в слове; удары
сопровождаются четким произнесением слогов.
3.
Деление слов на слоги, произнесение слогов с одновременным выполнением
механического действия (нанизыание колец на стержни; сравнить слова: где колец
больше, то слово и длиннее.
5.
Ребенок записывает (поднимает) цифру, обозначающую количество слогов в слове.
6.
Разбор слова по схеме: сколько слогов в слове, какой слог первый, последний,
какой слог стоит перед заданным слогом, после заданного слога, между заданными
слогами.
7. Игра
с мячом: дети передают друг другу мяч и одновременно называют слог какого-то
слова; получивший мяч ребенок называет следующий слог и т.д.
8.
Назвать лишнее слово: мартышка, бегемот, жираф, крокодил.
9. Ребенку
предлагается ряд слов. Надо найти одинаковый слог во всех словах: насос, спина,
панама, кабина, находка.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 15.10.2025
Дата обновления: 15.10.2025
Дата публикации: 15.10.2025