Общие представления о нормальном и отклоняющемся развитии детей дошкольного возраста.

22.04.2025

Увеличение числа детей, имеющих те или иные недостатки развития, наряду со многими другими проблемами, обусловили потребность современных педагогов дошкольных образовательных учреждений в изучении норм развития детей дошкольного возраста и особенностях отклоняющегося поведения для их своевременного выявления. А также, личностно - ориентированный подход, интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья, являющихся в настоящее время основными стратегиями системы образования на всех её уровнях, требует от любого педагога владения необходимыми навыками и знаниями, позволяющими ему обеспечить оптимальные условия развития не только среднестатистического ребёнка, но ребёнка, отличающегося от сверстника, развивающегося в соответствии с возрастными нормами.

Изучению особенностей психического развития в условиях дизонтогенеза посвящены работы Л. С. Выготского, А. Р. Лурии, С. Л. Рубинштейна, Б. В. Зейгарник, Б. С. Братуся, Т. А. Власовой, К. С. Лебединской, Н. Я. и М. М. Семаго, В. А. Семенович и другие.

Фактически в специальной психологической помощи нуждаются не только дети, посещающие специальные образовательные учреждения, но и значительное количество детей, находящихся в дошкольных образовательных учреждениях общеразвивающего вида.

Мы считаем ребенка нормальным:

a)        когда уровень его развития соответствует уровню большинства детей его возраста или старшего возраста, с учетом развития общества, членом которого он является;

b)       когда ребенок развивается в соответствии с его собственным общим трендом, определяющим развитие его индивидуальных свойств, способностей и возможностей, ясно и однозначно стремясь к полному развитию отдельных составных частей и их полной интеграции, преодолевая возможные отрицательные влияния со стороны собственного организма и средового окружения;

c)        когда ребенок развивается в соответствии с требованиями общества, определяющими как его актуальные формы поведения, так и дальнейшие перспективы его адекватного творческого социального функционирования в период зрелости.

Можно выделить основные условия необходимые для нормального развития ребёнка, сформулированные Г.М.Дульневым и А.Р.Лурия.

     - нормальная работа головного мозга и его коры;

     - нормальное физическое развитие ребёнка и связанное с ним сохранение нормальной работоспособности, нормального тонуса нервных процессов;

     - сохранность органов чувств, которые обеспечивают нормальную связь ребёнка с внешним миром;

     - систематичность и последовательность обучения ребёнка в семье, в детском саду и в общеобразовательной школе.

Отсутствие либо недостаточность перечисленных выше условий обусловливает наличие отклонений в развитии детей.

     Дети с проблемами в развитии – группа детей с сенсорными, интеллектуальными, физическими, эмоционально-волевыми и другими отклонениями в психофизическом развитии. Эволюция понятия: «дефективные» - «аномальные» - «с отклонениями в развитии» - « с особыми образовательными потребностями» - «с ограниченными возможностями здоровья».

На педагогов дошкольных учреждений общего типа и специализированных возлагается особая ответственность по подготовке к школе детей с отклонениями в развитии. В дошкольном детстве формируется прочный фундамент для развития речи, моторики, всех психических процессов, разных видов деятельности, в том числе и учебной. Подавляющее большинство детей в массовом детском саду успешно овладевает всеми разделами программы дошкольного развития и воспитания, но дети, имеющие особенности в речевом, психическом развитии, нарушении слуха, зрения, опорно - двигательного аппарата, с этой программой не справляются. Принципиально важным являются своевременное выявление таких детей, всестороннее изучение их в целях дифференциальной диагностики и определение путей необходимого в каждом конкретном случае лечения и коррекционно-педагогической помощи.

 Дошкольная дефектология, для создания оптимально успешного развития 

ребѐнка, опирается на учения Л.С.Выготского о структуре дефекта. 

Принципиально важным является правильное разграничение первичного и 

вторичного дефектов развития. 

     Первичные дефекты возникают в результате органического повреждения 

или недоразвития какой-либо биологической системы (анализатора, отделов 

КГМ) вследствие воздействия патогенных факторов. 

     Вторичные дефекты имеют характер психического недоразвития (ВПФ) и 

нарушения социального поведения с формирующимися патологическими 

чертами характера (замкнутость, тревожность, агрессия и т.д.). 

     Для преодоления первичных дефектов необходимо медицинское Хочу такой сайт

воздействие, вторичные отклонения поддаются коррегирующим 

педагогическим воздействиям, где важное и определяющее значение играет 

компенсация дефекта. Л.С.Выготский – основоположник культурно-

исторической теории, убедительно доказал, что «врастание нормального 

ребѐнка в цивилизацию представляет обычно единый сплав с процессами его 

органического созревания. Оба плана развития - естественный и культурный – 

совпадают и сливаются один с другим. Оба ряда изменений взаимопроникают 

один в другой и образуют единый ряд социально-биологического 

формирования личности ребѐнка». Л.С.Выготский придавал большое значение 

включению аномального ребѐнка в различную социально-значимую 

деятельность, необходимости создавать действенные формы детского опыта, во 

избежание «социального вывиха», преодолении патологических черт личности. 

Компенсаторный процесс опирается на резервные или недостаточно 

задействованные возможности организма, возмещение нарушенных или  утраченных функций за счет активизации сохранных функций и анализаторных систем. 

     Дефект развития есть в большинстве своѐм факт биологический, ребѐнок 

воспринимает его опосредованно, через трудности в самореализации, в занятии 

соответствующей социальной позиции, в установлении отношений с 

окружающими. Влияние дефекта на самом деле двойственно: с одной стороны, 

он затрудняет нормальное протекание деятельности организма, с другой – 

служит усиленному развитию других функций, которые могли бы 

компенсировать недостаток, т.е. «минус дефекта превращается в плюс 

компенсации». 

     Однако для превращения потенциальных возможностей в действительные 

нужно знать те возможности ребѐнка, которыми он уже располагает, (зона 

актуального развития) и те возможности, которые ещѐ не стали его достоянием 

и находятся в зачаточном состоянии (зона ближайшего развития). 

     Воспитание детей с различными дефектами должно базироваться на том, что 

в самом детском организме заложены возможности компенсации и 

сверхкомпенсации дефекта, связанные с пластичностью основных систем 

развивающегося организма, включая ЦНС, именно они выступают на первый 

план развития ребѐнка и должны быть включены в воспитательный процесс как 

его движущая сила. Это значит не смягчать тех трудностей, которые возникают 

из-за дефекта, а напрягать все силы для его компенсации, выдвигать только те 

задачи и в том порядке, какие отвечают постепенности становления и развития 

личности ребѐнка. 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 22.04.2025

Дата обновления: 22.04.2025

Дата публикации: 22.04.2025

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».