«Влияние гаджетов на детей раннего возраста»
18.09.2024
Влияние гаджетов на ребенка бывает разным в зависимости от
возраста. Чем младше ребенок, тем меньше времени необходимо
использовать их.
До 3 лет ребёнку лучше совсем не использовать гаджеты. В этом
просто нет никакой развивающей необходимости. Ведь для маленького
ребёнка важно общение с людьми, особенно близкими, исследование
окружающей среды. В это время активно развивается восприятие цвета,
звука, вкусов, активно работает тактильное восприятие, развивается крупная
и мелкая моторика. Гаджет в освоении вышеперечисленных навыков почти
бесполезен.
Образное мышление в этом возрасте ещё только формируется, поэтому
развивающий эффект от мультиков и передач сводится к нулю. Когда
ребёнок активно осваивает мир предметов, важно, чтобы у него были
задействованы все каналы восприятия. Чтобы понять, что кубик квадратный,
а мяч круглый, ему недостаточно увидеть изображения – обязательно нужно
потрогать, ощутить ручками грани и рёбра кубика, округлость мяча. А
развивающее видео даёт однобокий эффект: формально ребёнок что-то
запоминает, но фактически не осваивает информацию глубоко и качественно.
Самое отрицательное влияние гаджетов на детей состоит в том, что они
не способствуют их интеллектуальному развитию. У детей хуже развивается
образное мышление, воображение, фантазия, логика, концентрация
внимания. Игры в гаджеты не создают моральную базу – они дают готовую
картинку, которая не требует умственного напряжения. Как следствие –
малыш ничему не учится.
Не нужно забывать и о негативном влиянии на физиологию. Организм
человека, особенно растущего, нуждается в движении. Из-за длительного
неподвижного состояния ухудшается самочувствие ребенка, происходят сбои
в организме, развивается гиподинамия, искривляется позвоночник, а в
будущем это проблемы с осанкой. Также увлеченные компьютером дети, не
замечают утомления и усталости глаз. Если ребёнок регулярно и длительно
смотрит в экран гаджета, то через полгода острота его зрения начинает
снижаться.
Длительное использование гаджетов сопровождается эмоциональным
напряжением, что также не проходит бесследно. В результате ребенок
становится раздраженным, беспокойным, агрессивным и неуправляемым,
возникают нарушения сна.
Как правило, с гаджетом ребенок общается один на один, что не
способствует развитию навыков общения и взаимодействия в коллективе.
Если ребенок часто играет в игры, где много ужасов и крови, то у него
может возникнуть психическое расстройство.
Многие родители приучают своих малышей к приему пищи под
просмотр ярких динамичных изображений, потому что так ребенок «хорошо»
ест. В дальнейшем это может привести к пищевым расстройствам,
нарушениям в эндокринной системе и не пониманию собственных желаний.
Часто родители с помощью гаджетов пытаются активно готовить
ребенка к школе. Для этого используют планшет и компьютер, в котором
находится множество обучающих программ. Конечно же, в планшетах и
компьютерах есть масса полезных игрушек, развивающих мышление
дошкольника. Однако, важно помнить, что, несмотря на развитие
технического прогресса, люди по-прежнему в школе и на работе большую
часть времени используют реальные предметы, а не виртуальные. Если взять
школьное обучение — оно построено на использовании всё той же ручки,
карандаша, учебника и тетради. Поэтому ребёнка важно готовить к тому,
чтобы он умел пользоваться этими предметами в первую очередь.
Никакие игры и приложения никогда не заменят спонтанное
творчество, работу с настоящими материалами и живым цветом. В реальной
жизни ребёнок фантазирует. Он клеит, лепит, вырезает, раскрашивает,
комбинирует, находит самые неожиданные решения. Виртуальное
пространство лишает его творчества, ведь там он может действовать только в
рамках опций, предусмотренных производителем программы.
С одной стороны при правильном подборе контента и игр можно
многому ребенка научить. С другой стороны, всему этому можно научить и
без помощи гаджетов. Есть игрушки, книги и, самое главное, родители и
бабушки с дедушками. Живое общение и тактильный контакт сможет
заменить игры, но не наоборот.
Что делать?
Не стоит оставлять ребёнка наедине с гаджетом надолго. Помните о
психогигиене. Рекомендуемое время, которое не стоит превышать ребёнку
трех-четырех лет, проводя за любым экраном — до 1 часа в день; детям
пяти-шести лет можно до 1,5 часов в день. При этом нужно учесть, что это
совокупное время, которое должно быть разделено в течение дня как
минимум на две части. Кроме того, после любой статической нагрузки
ребёнку необходимы активные действия.
За час до сна нужно отказаться от использования гаджетов. Многие
игры и мультики вызывают возбуждение нервной системы, в результате
могут возникнуть проблемы с засыпанием.
Нельзя использовать гаджет как способ утешения ребенка. Наверняка
расстроенный малыш успокоится, если «всунуть» ему гаджет, однако это не
решит его эмоциональную проблему, а только закапсулирует ее. К тому же
малыш научится использовать свое состояние как способ получения
любимой «игрушки».
Очень важно показывать ребёнку своим примером грамотное
отношение к гаджетам, так как дети всегда хотят походить на
взрослых. Приучайте старшего дошкольника к тому, что использование
гаджетов должно быть в целях поиска нужной информации.
Важно также помнить, что когда у ребенка есть другие увлечения:
посещение секций, кружков, занятий которые нравятся ребенку, то
зависимость от электронных устройств не возникнет. Если же родители не
хотят уделять ребенку время, заменяют живое общение гаджетами, то надо
быть готовыми к тому, что со временем ему может понадобиться
психологическая помощь.
Если все интересы ребенка сосредоточены только на виртуальном
мире, то можно сделать вывод о компьютерной зависимости. В этом случае,
как бы ни были страшны вопли и истерики ребенка, необходимо
установление четких временных рамок использования, вплоть до полного
лишения, в случае если рамки не устраивают ребенка, или каждый раз
случается истерика при отлучении от гаджетов
Просмотров всего: , сегодня: